Тихомолова Н.Г. - Возрастные особенности старшего школьного возраста при изучении инструктивного материала в техническом развитии учащегося-пианиста

Очень важным в педагогической деятельности преподавателя ДМШ является процесс работы, связанный с развитием технических навыков учащихся при изучении инструктивного материала.  Всем педагогам хорошо известно, что наиболее благоприятным периодом для овладения исполнительской техникой являются детские и юношеские годы. Педагогический опыт показывает, что время обучения в старших классах музыкальной школы наиболее благоприятное время для усиленной работы над техникой. Это связано с возрастными, физическими и психологическими моментами.

Отбирая содержание, формы и методы обучения и воспитания, педагог должен учитывать возрастные особенности школьников. 

Учет возрастных особенностей при организации их деятельности является одним из основополагающих педагогических принципов. Ведь от того, насколько грамотно, продуманно будет организована учебная деятельность, настолько эффективным будет обучение и развитие детей.

В соответствии с этим рассмотрим возрастные особенности подростков.

Ученики старших классов ДМШ соответствуют так называемому в психологии

подростковому возрасту (10-15 лет). В этом возрасте ученики характеризуются большей самостоятельностью, активностью, подчеркнутым стремлением к  взрослости. Учащиеся этого возраста не любят назиданий, наставлений, сковывающих их инициативу. Интересы детей, оставаясь разносторонними, приобретают большую устойчивость. Их волнует общественное мнение, отношение товарищей. В общении с ними особое значение имеет соблюдение педагогического такта.

Основным видом деятельности учащихся является учебно-познавательная деятельность. Говоря о познавательных процессах подростков, можно отметить следующее.  В   связи   с   особенностями   среднего   школьного   возраста формируются особенности восприятия музыки. В этом возрасте оно становится более целенаправленно, организованно.

В подростковом возрасте школьники обладают активным мышлением, владеют сложными интеллектуальными операциями. Их понятийный аппарат достаточно богат, более развит музыкальный слух, слуховое внимание, память, музыкальные представления. Все это повышает осмысленность, осознанность восприятия музыки, эмоционально-смысловое содержание произведений.

В старших классах формы обучения постепенно усложняются по мере роста ученика из года в год, начиная с простых элементов и заканчивая сложными формами.

В начальный подростковый период учащиеся школы играют этюды Черни - Гермера и другие сочинения. Изучение этого репертуара может и должно воспитывать элементарные навыки работы над произведением, заложить основы пианистической техники.

Следует все реже давать ученикам готовые решения и все чаще ставить перед ними проблемы, требующие обдумывания. От подростка закономерно требовать не только грамотного разбора текста, но и самостоятельно подготовленного эскиза исполнения, на основе которого ведется дальнейшая совместная с педагогом работа.

Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать.

Характерной чертой внимания учеников данного возраста является избирательность. Школьники могут сосредоточиться долгое время на интересном материале, но легкая возбудимость, интерес к необычайному, яркому, часто становится причиной непроизвольного внимания.

Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он увлечен.

Первым условием развития техники учащихся в процессе работы над этюдами является правильный отбор музыкального материала не только по содержанию и техническим трудностям, но и по их доступности, соответствию уровню технического и музыкального развития учащихся. То есть обучение должно строиться на уровне реальных учебных и психологических возможностей учащихся старших классов.

Сущность обучения в ходе работы над музыкальным произведением заключается в том, что педагог в доступной форме, планомерно и целеустремленно передает ученикам накопленные знания, прививает им необходимые умения и навыки активной исполнительской деятельности. Обучение учащихся осуществляется в соответствии с целями и задачами технического и художественного воспитания.

Оно опирается на определенные педагогические принципы, которые проявляются в подготовке произведения к исполнению.

Принцип научности и доступности обучения.

Принцип научности обучения предполагает, прежде всего, опору на достоверные знания, глубокое объяснение музыкально-теоретических вопросов, различных понятий и терминов в ходе занятий.

Доступность обучения в работе с учащимися определяется педагогическими правилами: от известного к неизвестному, от простого к сложному. Это значит, что при обучении учащихся следует переходить от выполнения простейших элементов игры инструктивного материала к более сложным приемам и действиям.

Не менее важной практической стороной этого принципа будет постоянное усложнение требований на различных этапах работы над одним и тем же этюдом. Выполняя общие простые задания, педагог переходит к решению более сложных исполнительских задач, предъявляя к учащимся повышенные технические требования.

Доступность обучения предполагает также и возможность глубокого усвоения изучаемого материала. Это можно осуществить только в том случае, если педагог верно оценивает уровень специальной подготовки учащихся. Нельзя ставить перед детьми невыполнимые задачи, предлагать им за сравнительно короткое время изучить большой объем инструктивного материала, требуя при этом высокого исполнительского уровня. В этих условиях решение поставленной педагогом задачи приведет к перенапряжению психических и физических сил учащихся. При такой постановке дела вряд ли можно рассчитывать на успех.

Систематическое перенапряжение вредно влияет не только на результат работы, но и на здоровье ученика.

Принцип систематического и последовательного изучения музыкального произведения.

Он предполагает:

  • последовательность стадий и форм в процессе работы над инструктивным материалом;
  • изучение этюда по логически цельным частям. Разучивание одних частей и целого должно быть связано ведущей исполнительской задачей и служить ее раскрытию;
  • систематичность процесса работы над этюдом и непрерывное совершенствование исполнительского мастерства ученика. Без строгой системы и регулярных целенаправленных занятий подготовка произведения к исполнению теряет всякий смысл.

В педагогической практике установились два основных направления последовательности изучения произведения: от общего к частному и от частного к целому.

От общего к частному. Общее - форма, стиль, жанр произведения, общий тональный план, подробный гармонический анализ. Теоретический анализ, умение разобраться в причине трудности поможет педагогу наиболее рационально организовать дальнейшую работу и найти путь преодоления трудностей. В процессе разучивания этюда для педагога очень важно четко определить технически трудные эпизоды.

Первостепенное значение имеет не только понимание того, в чем заключается трудность, но также ее вычленение, специальная работа над отдельными трудными оборотами, разделами этюда.

В каждом отдельном случае педагог определяет основное смысловое зерно и в соответствии с этим решает частную исполнительскую задачу, тесно связывая ее с ведущей целью произведения.

От частного к целому.

Частное - работа над мелодией, штрихами, фразировкой, способами звукоизвлечения и звуковедения. Это направление последовательности изучения произведения ярче всего воплощается в этапах работы. Оно предполагает точное знание педагогом степени усвоения музыкального материала учащимися на предыдущих занятиях, приобретение необходимых практических навыков и их прочность, создание определенных условий для изучения нового материала, чтобы каждое последующее занятие стало продолжением работы над произведением и имело бы с предыдущим занятием органическую связь.

Реализуя последовательность работы «от частного к целому», изучение инструктивного материала диктуется необходимостью совершенствования деталей, без тщательной отделки которых не может быть хорошего исполнения этюда в целом. Если нужно - продолжать работу над неудобными в техническом отношении местами, возвращаясь далее к игре этюда целиком.

Рассмотренные два направления последовательности изучения произведения тесно связаны между собой, дополняют и обуславливают друг друга.

Принцип сознательности и активности учащегося на всех этапах работы над инструктивным материалом.

Эффективность практического применения этого принципа зависит от ясности постановки педагогом цели предстоящей работы и правильного понимания ее учащимся. Сознательное, активное отношение учеников к своему труду основывается, прежде всего, на постоянном стремлении к совершенствованию исполнительского мастерства.

Сознательность стимулирует познавательную активность и становится
возможной только при условии доступности и последовательности изучения
материала. Она позволяет учащимся успешно провести большую, трудную и
осмысленную работу.                                                          

Успешное вовлечение детей в сознательную и активную познавательную деятельность, всяческое поощрение инициативы и удачного исполнения, максимальное использование потенциальных возможностей каждого учащегося - все эти методические приемы характеризуют педагогическое мастерство.

Содержательная работа активизирует учащихся, способствует созданию необходимой деловой атмосферы. И наоборот, бессистемная, неорганизованная работа нервирует, утомляет ученика, оставляет чувство неудовлетворенности, неуверенности в педагоге и своих возможностях. Педагог сознательно предъявляет к учащемуся максимальные требования в определенный момент работы над инструктивным материалом, точно учитывая его реальные возможности, ориентируясь на постепенное овладение музыкальным материалом.

В работе над инструктивным материалом важно почувствовать исполнительский предел ученика на сегодняшний день, уметь вовремя остановиться на достигнутом и подвести необходимый итог работы. Это благотворно   влияет   на   творческую   активность   учащегося,   дает   ему возможность испытать удовлетворение от проделанного труда.

Принцип звуковой наглядности.

Принцип наглядности в исполнительском искусстве проявляется в специфической форме. Показать учащемуся этюд - это значит прослушать его в концерте или записи, исполнить на фортепиано.

Принцип наглядности предполагает правильное сочетание образного рассказа педагога о музыке с ее демонстрацией. Здесь можно отметить два основных пути: первый - когда педагог предлагает ученикам прослушать этюд и после дает необходимые пояснения, второй - когда словесное пояснение предшествует демонстрации сочинения.

Первый путь сложнее, но эффективнее: он заставляет учащихся мыслить. Второй путь проще, поскольку образные представления педагога доводятся до учащихся уже в готовом, оформленном виде. Выбор того или иного пути определяется педагогом в каждом конкретном случае.

Использование принципа звуковой наглядности предполагает активное вовлечение в процесс обучения не только слуха, но и зрения. Ученики, слушая исполнение и следя за исполнением по нотному тексту, значительно глубже воспринимают фразировку, динамику, способы  звукоизвлечения и звуковедения. Показ музыкального произведения завершается беседой о прослушанном. Свободный творческий обмен мнениями об этом сочинении помогает более осознанно и многосторонне понять услышанный музыкальный материал. Поэтому учащийся, приступая к изучению произведения, более осмысленно будет разучивать нотный текст. Это поможет ему значительно ускорить учебную работу и повысить прочность усвоения материала.

Принцип прочности усвоения знаний и выработки умений и навыков у учащихся.

Прочность усвоения инструктивного материала учеником во многом зависит от умения педагога правильно, логично и последовательно распределить учебный материал в течение работы. Ясное представление об этапах освоения разучиваемого произведения, четкое определение ближайшей и последующей цели занятий позволяет педагогу в ходе обучения превращать трудное в доступное. Например, от менее сложных этюдов  к более трудным, от простых, знакомых и доступных этюдов, упражнений, гамм - к сложным и т.д.

Педагог должен ясно представлять, какими знаниями необходимо владеть всем учащимся, а с какими достаточно лишь ознакомиться, какие умения надлежит развивать и какие практические навыки должны быть прочно закреплены.

Ознакомление с различными видами техники, фактурного изложения значительно расширяет кругозор учеников, помогает более осознанно относиться к сложностям технического характера, легче воспринимать новый инструктивный материал. Чем больше ученик имеет в своем репертуаре этюдов на разные виды техники, степени сложности и т.д., тем совершеннее и богаче его исполнительское мастерство.

Приобретенные знания в последующей учебной работе конкретизируются, расширяются, углубляются, обогащаются; улучшается и техническая сторона исполнения.

Использовать в работе над этюдом приобретенные навыки для решения последующих практических задач исполнительства можно только тогда, когда инструктивный материал усвоен твердо и сознательно. Закрепление и углубление знаний, развитие умений и навыков происходит в процессе практических действий учащихся на всех этапах и формах работы над этюдом. Вот почему педагог при каждом повторении гамм, упражнений, этюдов должен неустанно требовать от ученика улучшения исполнения отдельных эпизодов и всего этюда. Правильно организованное повторение способствует сознательному и активно - творческому усвоению материала. И наоборот, механическое повторение одних и тех же элементов приводит к тому, что ученик теряет интерес к игре, продуктивность занятий падает, творческий результат становится ничтожным.

Педагог должен научиться обоснованно определять объем учебного материала и глубину проработки его для каждого занятия в строгом соответствии с исполнительскими возможностями ученика. Обучение на инструктивном материале высокой степени трудности без учета возможностей ученика ведет к формальному изучению, к бесполезной трате времени и сил.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает постоянное повышение качества ведения педагогом музыкальных занятий: четкости и ясности в постановке задач, доступности и постепенности изучения инструктивного материала, определенной системы и регулярных занятий. Прочности усвоения знаний способствует и последовательность технических и художественных требований педагога к ученику. Она основывается на настойчивости, неукоснительности выполнения определенных им исполнительских требований, на практическом опыте и т.д.

Принцип индивидуального подхода к учащимся. Это один из важнейших принципов отечественной педагогики. Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого ученика, использовать при этом персонифицированную методику обучения и воспитания, что предполагает знание педагогом психических, физических свойств детей. Поэтому педагог должен владеть в совершенстве приемами выявления индивидуальных качеств всех учащихся, памятуя, что индивидуальный подход в музыкальных занятиях - основа успешной работы.

Основные принципы работы с учащимися тесно связаны между собой и являются единым целостным процессом. Так, например, научность обучения будет немыслима без доступности, последовательности и систематичности. В свою очередь, доступность и последовательность обучения вызывает сознательное и активно - творческое отношение к изучению произведения, что способствует прочности знаний и приобретению практических навыков. Принцип звуковой наглядности повышает познавательный интерес к обучению, к постоянному совершенствованию исполнительского мастерства. Чтобы успешно решать исполнительские задачи, педагогу необходимо твердо знать основные принципы обучения и в своей практической работе руководствоваться ими.

Таким образом, содержание заданий по инструктивному материалу для детей должно находиться в зоне их ближайшего развития, то есть требовать от них раздумий, размышлений при соответствующей помощи учителя, а также ориентироваться на психолого-возрастные особенности детей подросткового возраста.

Список литературы:

  1. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учебное, пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
  2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1, Сборник статей / ред. - сост. В. А. Натансон, - М.: Музыка, - 1979. - 159 с.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп.,
    испр. и перераб. - М.: Логос, - 2002. - 384 с.
  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - 2-е изд. - М.: Владос, - 1997. -384 с.
  5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, -1985.-

Новости

IMAGE Учащиеся отделения изобразительного искусства...
08.04.2024
6 апреля 2024 года учащиеся второго и шестого классов преподавателя Галкиной Н.И.... Read More...
IMAGE Матвеева Ю.В. приняла участие во Всероссийском...
08.04.2024
Концертмейстер нашей школы Матвеева Юлия Михайловна приняла участие во... Read More...
IMAGE Волкова Анастасия стала дипломантом Всероссийского...
04.04.2024
С 28 по 30 марта 2024 года в г. Пензе проходил V Всероссийский конкурс исполнителей на... Read More...

Недавние фото

Популярное

IMAGE Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»
30.04.2016
17 апреля 2016 года состоялся Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»... Read More...
IMAGE Международный фестиваль искусства и творчества...
30.04.2016
В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль искусства и творчества... Read More...
IMAGE Всероссийский хореографический конкурс «Танцующий...
30.04.2016
24 апреля 2016 года в городе Саратове состоялся Всероссийский хореографический... Read More...

banner svo

Рейтинг@Mail.ru
Независимая оценка качества
© Детская Школа Искусств №4 г.Энгельса
Напишите нам!
1000 максимум символов

Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее