Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Новости

Учащиеся фортепианного отделения приняли участие в...
01.04.2024
30 марта 2024 г. в МБУДО "ДШИ № 1 ЭМР" прошел Районный конкурс юных пианистов... Read More...
Учащиеся школы приняли участие в Семнадцатом...
01.04.2024
27 марта 2024 года в МБУДО "ДШИ №1 ЭМР" прошел Семнадцатый открытый районный... Read More...
Хореографический коллектив “K-studiya” стал лауреатом...
01.04.2024
Хореографический коллектив “K-studiya” весенние каникулы провел в замечательной... Read More...

Ковылова С.Е. - Использование инновационных технологий и методов обучения в педагогическом процессе дополнительного образования ДШИ и ДМШ

Ковылова Светлана Евгеньевна,

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детская Школа Искусств №4» Энгельсского муниципального района,

г. Энгельс

ВВЕДЕНИЕ

В связи с реформированием Российского образования, обновилось содержание предметных областей. Преподаватели выбирают программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям ,психолого-педагогическим возможностям учащихся.

В ДШИ и ДМШ музыкально-теоретические дисциплины часто воспринимаются , по словам самих учащихся, как некий балласт , мешающий достижению главной цели: освоить основной предмет, научиться петь или играть на инструменте. Более того, зачастую , причиной ухода учащихся из музыкальной школы становятся теоретические дисциплины.

Проводя свои или присутствуя на музыкально-теоретических уроках, иногда ловлю себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…». Работают несколько человек, остальные пассивны, в ожидании окончания урока. Структура урока насыщенная. Форма работы чаще фронтальная. Учитель старается изложить как можно больше материала, чтобы все успеть.

Чему учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда…Вместе с тем ответ на данный вопрос в педагогике найден давно. Учить, применяя в числе прочих методов инновационные технологии в образовательном процессе. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. В этом нам помогают новые технологии, а именно музыкально-компьютерные , которые стали неотъемлемой частью современного искусства. Их применение в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. Сегодня совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условтях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения; по новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию.

Трудно представить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования учащихся. Разнообразие и доступность большинства компьютерных технологий позволяет рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования учащихся.Такие технологии по новому обеспечивают процессы коммуникации в музыкальном обучении.

Одной из основных функций дополнительного образования –является формирование личности, способной к творческой самореализации. В практике развития, воспитания и обучения детей музыке не имеется определенного единства методов воздействия на личность. Проблема поисков методов, способов, технологий для подготовки учащихся к самореализации, является актуальной.

Цель данной работы рассмотреть применение личностно-ориентированного подхода в процессе взаимодействия педагога и ученика, определить его значение в развитии творческого потенциала учащегося и подготовки к самореализации. В первую очередь требуется привлечение инновационных технологий и методов обучения, в том числе направленных на развитие учащегося информационной компетентности. Необходимо использовать новые методы и формы, оригинальные средства обучения для развития эмоциональной сферы обучения, которые способствовали бы формированию гармонично развитой личности.

Особым преимуществом пользуются игровые технологии. Данная форма обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Одним из способов реализации игровых технологий на уроках является применение квест-технологий которые только начинают входить в российское современное образование [2;4]. В условиях школ искусств и детских музыкальных школ наиболее удобным для их применения являются уроки музыкально-теоретического цикла. Именно на этих занятиях происходит развитие творческих навыков коллективного музицирования, воспитания ответственности за свои действия, формирования аналитического мышления.

Квест-технология – это выполнение проблемного задания с элементами игры. «Quest» в переводе с английского языка означает «поиск». Эта форма работы требует от учащихся поиска решения , информации, выполнения определенных заданий. Прохождение квеста в какой-то мере напоминает решение логической  головоломки. Важно, что участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса [1].Задачами технологии квеста является развитие критического мышления обучающихся, раскрытие творческого потенциала, стимулирование познавательной мотивации. Квесты можно использовать в различных направлениях, на разных этапах обучения. Они могут охватывать как отдельную тему, так и быть межпредметными. В целом это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. Особенно новым и интересным для современных школьников является web-квест. Главной спецификой этой технологии является поиск информации посредством интернет-источников. Отличительной чертой web-квеста является обращение учащихся к точным и проверенным знаниям. Здесь преподаватель сам выбирает из огромного потока информации то, что он считает нужным, а так же предлагает учащимся обратиться к гиперссылкам. Учащиеся, таким образом, работают в едином информационном пространстве.При работе в большом информационном пространстве, с большим объемом информации у учащихся формируются навыки и умения критического мышления,оценки эффективности поиска.

Темы, предлагаемые для квеста или web-квеста не ограничиваются программными требованиями. В процессе прохождения у учащихся появляется возможность расширения своего кругозора, представлений о тех или иных понятиях, музыкальных жанрах. Ученик выбирает для себя одну из предложенных ролей, в зависимости от сюжета и требований квеста. Например, дети могут представить себя в роли детективов, которые ищут творческое наследие композитора, или краеведа, который пишет книгу о выдающихся людях родного края. Все это позволяет преподавателю выявить на ранних стадиях сильные стороны учащихся, их стремление к учебно-познавательной деятельности. Важно, что в процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания , а сами вовлечены в поисковую деятельность. Поэтому применение этой технологии на уроках повышает мотивацию обучающихся, активирует их коммуникативные и познавательные навыки. Web-квест, как одна из форм интерактивного обучения , позволяет познакомиться с учебным материалом в доступной , современной и интересной для детей форме. Конечно, не все образовательные учреждения , а особенно детские музыкальные школы и школы искусств, имеют необходимый уровень технической  оснащенности, так как для использования  web-квестов необходимы wi-fi или стационарный интернет, не менее двух компьютеров в аудитории.

На мой взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Музыкальные проигрыватели
  • Программы для пения
  • Музыкальные конструкторы
  • Музыкальные инциклопедии
  • Обучающие программы
  • Программы для импровизации, группового музицирования ,  сочинения музыки.

Источником всех этих программ – является прежде всего интернет и wi-fi.

ВЫВОД

Инновационные процессы и экономическое развитие общества оказывают существенное влияние на изменение в сфере образования, включая и дополнительное образование. В первую очередь выдвигаются интересы личности, самореализация. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.

Работая по выявлению одаренных детей, повышению мотивации учащихся к обучению в ДШИ и ДМШ- процесс сложный и длительный. В связи с этим педагогу необходимо искать различные пути и приемы поддержания творческих интересов учащихся в различных видах познавательной деятельности.

Список литературы

  1. Арчилаева С.Г. Применение веб-квест технологии в современном образовании: Методическая разработка [Электронный ресурс]- http://urok.Isept.ru
  2. Игумнова Е.А. Редецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования. Современные проблемы науки и образования, 2016-№6 [Электронный ресурс]- http://www.science-education.ru
  3. Концепция развития дополнительного образования детей.- [Электронный ресурс]- http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf
  4. Основные положения концепции личностно-ориентированного образования В.В.Серикова [Электронный ресурс]- http://cyberleninka/ru
  5. Щербинина А.Н. Веб-квест как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы, 2016-№4[Электронный ресурс]- http://cyberleninca/ru
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.:Сентябрь, 1996-96с.