Егорова Л. А. - Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения

Начальный этап обучения - самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором строиться развитие ученика. Педагог должен обладать не только чуткостью, выдержкой, умением понимать мир детей, их интересы, но и глубокими методическими знаниями.    

Первые уроки с учеником имеют особенно важное значение. Часто для ученика музыкальная школа бывает первой школой, педагог музыки — первый педагог, с которым он общается. И вот это впечатление от столь важного рубежа в жизни ребенка порой, сохраняется у него на всю жизнь. Первая встреча - это самый , подходящий, момент для установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата, т.к. такие занятия могут быть плодотворны только при доверии и уважении к педагогу, если они пробуждают интерес ребенка к музыке.

Уроки музыки нельзя начинать с обучения «ремеслу». Казалось бы, это общеизвестно, но на практике часто бывает иначе. Маленький ученик пришел в класс. Музыка для него - «любимая песня, сказка». И вот с первого же урока – ноты, длительности, аппликатура, упражнения, необходимые для постановки руки. Так много нового, трудного для ученика,  а главное, ему непонятно: где же музыка и стоит ли она этих терзаний? Занятия становятся мучительными, интерес угасает; В этот период легче всего упустить ученика, навсегда вселить в него страх перед занятием музыкой.

«Прежде чем начать учить на каком бы то ни было инструменте, - говорил Г.Нейгауз, - обучающийся должен уже духовно владеть какой-то музыкой, так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом.»

Это период духовного овладения музыкой, когда особенно интенсивно происходит развитие слуха, художественного и музыкального восприятия, многими педагогами недооцениваются. А между тем научить ученика играть на инструменте, гораздо легче, чем дать ему широкое музыкальное образование, научить любить и понимать музыку. Необходимым условием этого является взаимосвязь теоретических и специальных дисциплин. Ведь цель у педагогов и по специальным, и по теоретическим предметам одна, и если добиваться ее достижения совместно - это принесет огромную пользу ученику.

Большое значение в процессе начального обучения приобретает организация урока – наиболее уязвимое место в работе малоопытных педагогов. Урок не должен быть ни однообразен, и ни перегружен заданиями. Частая смена заданий, чередование более трудных с легкими, умение вести урок живо, - увлекательно, чуткое внимание ко всем нюансам поведения и настроения ученика - все это надо учитывать учителю. Как бы ни был урок разнообразен по заданиям, он должен быть подчинен главной задаче: развитию слуха в самом широком понимании этого слова – высотного, динамического, гармонического, тембрового - т. е. развитию способности ощущать звуковую окраску, ритм, форму, фразировку - все это ведет к раскрытию содержания музыки. Эти аспекты в воспитании слуха требуют различных форм работы и заданий на уроке. Задания эти следующие:  

  1. Слушание музыки. Определение ее характера, жанра, содержания. Обычно говорят, что там, где кончаются слова начинается музыка. Но на первом этапе обучения это не так: слово приближает ученика к музыке, раскрывая ее содержание. Проиграв учебную пьесу, надо попросить его представить картину, которая ассоциируется с данной пьесой. Но не надо навязывать ему собственное восприятие музыки, т. к. одна и та же музыка может восприниматься по разному. На первых уроках происходит знакомство ученика с музыкальными жанрами: маршем, танцем, песней. И в связи с этим – осознание ритмического своеобразия жанров и ритмической выразительности музыки. Слушание музыки раскрывает музыкальные данные у ученика, его характер, развитие, эмоциональность, а это дает педагогу возможность наметить план дальнейшей работы. Слушая музыку, учась понимать ее, ученик начинает ее больше любить, ему хочется играть так же хорошо, как играет его учитель. Музыка, для прослушивания, должна быть разнообразна по характеру и стилю.
  2. Проверка запоминания слышанной ранее музыки. Этот вид заданий позволяет проверить музыкальную память ученика.
  3. Воспитание чувства ритма. Этот процесс неотделим от общего музыкального развития, исполнительская фразировка невозможна вне динамики и ритма пьесы. Воспитание ритма следует вести от музыки, а не от объяснения длительностей, такта, сильной доли и др. Оно связанно с накоплением запаса музыкально­-ритмических впечатлений. В этом случае можно заставить маршировать ученика под музыку, чтобы он улавливал изменение темпа. Полезны следующие образы : для целой ноты — шаг медленный ( идет старик ); половинная – немного живее (пожилой человек); четвертная - бодрый шаг ( маршир. дети); восьмая – ускоренное движение (бег малышей).
  4. Воспроизведение голосом звуков, мотивов. Практика показала, что мотивы дети воспроизводят лучше, чем звуки отдельные, но этого нужно добиваться. Иногда ученик не может пет звуки не потому что он не слышит их, а потому что не владеет голосом или имеет ограниченный диапазон. Только тренировка устраняет эти недостатки.
  5. Осознание понятия высоты звука: «выше – ниже». Практически оправдало себя сравнение отдельных Звуков, их высотное сближение: сначала определяется звук высокий и низкий на большом расстоянии, затем постепенно оно уменьшается до (М-2).
  6. Знакомство с интервалами. Развитие навыка слышания интервалов, нужно направлять внимание ученика на окраску каждого интервала, надо воспитывать активное восприятие интервалов, связанных с музыкой. Так, например, спросить какой интервал слышен в песенке « В лесу родилась елочка» или «Сурок» Бетховен и т.д.
  7. 3накомство с ладом. Звучание мажора и минора легче усваивается в сравнении. Сначала давать слушать трезвучия в тесном расположении, потом аккорды в широком расположении. Полезна конкретная образность. Например, раскрыть образность малой (минорной ) или ( большой ) мажорной терции, имитируя пение двух кукушек: веселой и грустной.
  8. Подбор по слуху и транспонирование. Уже доказано, что детям с недостаточно развитым слухом и памятью легче транспонировать мелодию, чем подобрать ее. Техника подбора по слуху должна совершенствоваться из года в год. А начинать работу надо с первых шагов ученика. Хорошим стимулом для развития слуха является – транспонирование. Транспозиция развивает сообразительность, помогает совершенствовать технику и очень полезна ученикам со слабой музыкальной памятью, заменяя трудный для них подбор по слуху песен.
  9. Знакомство с музыкальной формой произведения. Чувство формы – важный момент. Владение формой освобождает от измельченной нюансировки, искажающей мысль произведения. Ведь ученик прослушивая форму всего произведения находиться в длительном слуховом напряжении, учится выделять главное в услышанном. Этот навык благоприятствует не только развитию слуха, но и способствует общему музыкальному развитию. Постановка руки – важнейший раздел в обучении. Начальные игровые движения постановка руки - очень ответственный момент, от которого зависит исполнительский уровень ученика в дальнейшем. Кстати, ребенку со средними данными постановка руки еще более необходима, чем одаренному, которому прирожденная музыкальность во всем помогает.
  10. Знакомство с динамическими оттенками, штрихами. Надо подвести ученика к осознанию их важности. Без них невозможно раскрыть содержание пьес. Затем идет знакомство с фразировкой - ученик должен знать, что отдельные звуки составляют мотив, который вливается в музыкальную фразу – предложение.
  11. Чтение с листа. Как только ученик освоил музыкальную грамоту, он должен на каждом уроке получать домашнее задание по читке с листа. Практика читки поможет более быстрому усвоению разучиваемых пьес.
  12. Игра в ансамбле - очень повышает интерес ученика к занятиям. Между тем начальные движения всегда трудны. Следует вводить ансамбли уже после отработки начальных движений, для поисков звучания, для развития тембрового, динамического, гармонического слуха чувства ритма, и тогда ученик играя в ансамбле, чувствует себя настоящим исполнителем.
  13. Организация урока. Полезно давать ученикам одинаковые пьесы. Они слушают друг друга гораздо внимательней, чем каждый себя, стараясь определить достоинства и недостатки исполнения, вскрывают их причины. Надо сказать, что эффект от такой активизации оказывается весьма ощутимым. В исполнении товарища ученик слушает свою пьесу с большим пристрастием, а ошибки, которые он фиксирует, служат ему предостережением от совершения подобных.
  14. Поощрение - большой стимул в работе с учеником. Не надо сразу, а тем более в резкой форме, говорить о недостатках исполнения. Если педагог видит, что ученик проявляет старательность, лучше подчеркнуть его достижения, а иногда даже преувеличить их. Лаской можно добиться значительно большего успеха, чем двойкой. « Отметки в начальной школе – это жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень». Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается » - писал В. Сухомлинский. Не нужно забывать, что обучение ребенка музыке есть часть общего воспитания, в котором эстетическое начало связано с этическим. Укреплению этой связи могут способствовать такие формы работы: посещения музеев, концертов, вечера – викторины, встречи с бывшими учениками, ставшими профессионалами и т. д. Вот эти предложенные методические советы могут быть в равной мере учтены как в работе с одаренными детьми, так и с детьми, получающими общемузыкальное образование. Ориентация на осознанное восприятие, на внутреннее возбуждение живости реакции, на урок – игру вносит радость и одушевляет процесс обучения. Полученные и закрепленные в начальных классах знания и перечисленные выше навыки, воспитанная самостоятельность мышления и умение анализировать, являются залогом того, что, музыка прочно войдет в жизнь многих людей. И лишь в этом случае педагог может быть удовлетворен результатом своей деятельности и собственной системой занятий.
  15. Выбор программы. В последнее время, к сожалению, стало дурной традицией вести каждого ученика, независимо от его способностей, по программе профессиональных школ. Часто педагог считает, что свою работу с лучшей стороны он может показать только в том случае, если ученик 1 класса учится по программе 2 – го или 3 – го класса, а ученик, оканчивающий школу, играет программу, с которой сам педагог когда - то оканчивал училище. Конечно, темпы продвижения изменились. Есть много музыкально – одаренных учеников, которым можно и завышать в определенных случаях программу. Но это должно достигаться планомерным и умелым музыкальным и техническим воспитанием ученика. Завышение программы ученика со средними данными приводит к неряшливости, к утере самоконтроля. Фактически обучение такого ребенка сводиться к тому, что он вызубривает к зачету и экзамену ряд пьес – получает хорошую оценку, т.к. в течении долгих месяцев шлифовалась каждая нота, штрих, оттенок — заметьте, не сущность и динамика произведения, а оттенки. На другую работу уже времени не остается. Естественно, что такая методика мешает приобрести навыки, дающие практические результаты. Оканчивая школу, ученик оказывается беспомощным: он не умеет не читать с листа, ни подбирать послуху, ни грамотно разобрать новую для него пьесу. Поэтому, ориентируясь на реальные данные, ученика, педагог должен проявлять большую гибкость в выборе программы.

Список использованной литературы

  1. Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы исполнительства на уроках в ДШИ младших классов. Учебное пособие. Киев 2018г.
  2. Бубен В.П. Теория и практика обучения игры на аккордеоне. Учебное пособие. БТПУ. Минск 2019г.

Новости

Учащаяся школы стала лауреатом Всероссийской...
29.02.2024
С 21 января по 14 февраля 2024 года в г.Череповец Вологодской области проходила III... Read More...
IMAGE Учащиеся школы приняли участие в Районном конкурсе...
28.02.2024
27 февраля 2024 года в МБУДО "ДШИ №1 ЭМР" прошел Районный конкурс "Музыкальный ринг"... Read More...
IMAGE Выставка работ учащихся в честь празднования Дня...
26.02.2024
В честь празднования Дня защитника Отечества в МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" развёрнута... Read More...

Недавние фото

Популярное

IMAGE Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»
30.04.2016
17 апреля 2016 года состоялся Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»... Read More...
IMAGE Международный фестиваль искусства и творчества...
30.04.2016
В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль искусства и творчества... Read More...
IMAGE Всероссийский хореографический конкурс «Танцующий...
30.04.2016
24 апреля 2016 года в городе Саратове состоялся Всероссийский хореографический... Read More...

banner svo

Рейтинг@Mail.ru
Независимая оценка качества
© Детская Школа Искусств №4 г.Энгельса
Напишите нам!
1000 максимум символов

Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее