Сурикова М.С., Дашевская Н.И. - «Сотрудничество педагога и родителей как залог успешного развития одаренных детей в хореографическом коллективе»

Печать

«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер….»

Василий Александрович Сухомлинский

«Воспитание есть процесс социальный  в самом широком смысле. 
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего
и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». 

Антон Семёнович  Макаренко 

1. Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей.

Работая педагогом дополнительного образования убеждаюсь, что только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию нравственной, социально значимой, способной к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Хореографическое воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности одаренного ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие и физические способности. Наиболее благоприятный период для развития способностей, чем детство, трудно себе представить. Развитие танцевального вкуса в детском возрасте создаст фундамент хореографической культуры человека, как части его общей духовной и эстетической культуры в будущем.

Как правило, родители приводят ребенка учиться  в 5-6-летнем возрасте. Хореография детства – хороший воспитатель, но нельзя забывать о том, что та среда, в которой растет ребенок, питает его как личность. Именно домашнее окружение в начальный период обучения играет большую роль. В семьях, где любят музыку и танец, где, несмотря на занятость, домашние готовы прийти на помощь ребенку в освоении нового, неизведанного, танец становится для маленького ученика частью его жизни.

Педагогу нужно не пожалеть времени в работе с семьей на разъяснение той роли, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению, а еще больше – привить желание и умение ежедневно работать над собой.

Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта воспитательного процесса. К большому сожалению, приходится констатировать, что связи между семьей и образовательным учреждением не так прочны, как хотелось. Конечно, этому есть причины: экономические (ведь многие дополнительные услуги платные), из-за низкой педагогической культуры многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания личностного развития ребенка, зачастую в семьях нарушены взаимоотношения между родителями и детьми, так как родители не знают возрастных, индивидуальных и психологических особенностей собственных детей и др. Вместе с тем, перед педагогами образования поставлена задача приобретения нашими воспитанниками в процессе занятия творческой деятельностью личностно-значимых компетенций: любовь к семье, городу; соблюдение норм поведения; трудолюбие, самостоятельность; патриотизм; положительную самооценку; самовоспитание; нравственные идеалы и т. д. Ребенок, вращаясь ежедневно в двух очень важных для себя сферах – образовательном учреждении и в семье – не может быть разным. Вот почему так важно сегодня повышение роли семьи в воспитании детей, объединение усилий педагога и родителей.

Обучение хореографическому искусству – процесс длительный. Программа рассчитана на 5-8 лет напряженной, творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного и гражданского развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.

С одной стороны, индивидуальное обучение создает хорошие предпосылки для работы с семьей (эта форма прекрасна для отделений с индивидуальным обучением). Как правило, в хореографическом коллективе (классе) 8-16 учеников из разных семей, разных по социальному статусу, культурному уровню, запросам, потребностям, ценностным ориентациям. Педагог должен хорошо представлять особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями, установить партнерские отношения для достижения позитивных результатов в совместной деятельности, не только в отношениях семья - педагог, но и в отношениях коллектива состоящего из таких семей. 

2. Содержание, формы и методы работы с родителями

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.

Традиционные

Нетрадиционные

 
  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные консультации педагога;
  • Посещения на дому; 
  • Открытые уроки;
  • Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса.
  • Родительские тренинги;
  • Родительские конференции;
  • Родительские вечера;
  • Родительские чтения;
  • Родительские ринги;
  • Информационно-аналитические: анкетирование, опрос;
  • Наглядно-информационные: выпуск газет, мини-библиотека, информационные стенды, дни открытых дверей;
  • Познавательные: практикумы,  нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии;
  • Досуговые: праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках.

Традиционные формы работы с родителями:

Групповые родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

Посещения на дому семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские конференции (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей) имеют огромное значение в системе воспитательной работы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Родительские вечера проводятся в 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.

Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Продолжая тему нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на поездках на конкурсы, особенно за пределы Саратовской области. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных поездок. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие поездку, могут ознакомиться с ее содержанием.

3. Досуговая форма работы

Самая популярная и любимая форма работы – досуговая, именно на ней хотим остановиться подробнее. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации таких мероприятий.

Традиционно родители принимают участие в праздничных мероприятиях, проходящих в выходные дни  и в каникулы. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество с семьей. На нашем отделении, на протяжении нескольких лет данная форма работы активно развивается. Изначально, такую работу мы начали проводить на базе каждого класса в отдельности, затем стали соединять параллели классов, затем стали соединять разные классы, следующей ступенью стал коллектив. Наши совместные праздники сначала были приурочены к любимому празднику детей и взрослых Новому Году. Совместно с детьми и родителями мы придумывали тематику праздника, конкурсы, творческие задания, высказывали пожелания и воплощали нашу идею в жизнь. Результат превзошел все ожидания! С огромной старательностью и ответственностью дети подошли к подготовке, и родители им ни чуть не уступали. Данная форма вызвала множество положительных отзывов у родителей, многие отметили, что данная форма проведения (самостоятельная подготовка) к сожалению утрачена во многих общеобразовательных школах.

При проведении Новогоднего мероприятия мы соединили концерт, игрововую программу и театрализованное представление. Вход в зал был разрешен только при наличии карнавального костюма, что во много раз увеличило атмосферу праздника, и заставила провести большую совместную работу дома, при подготовке к мероприятию. Конкурсная программа подготовлена не только для детей, но и для родителей, что заставило родителей перейти от пассивного наблюдения к активным действиям (особенно игры где соревнуются команда детей и команда родителей). Важна роль педагога, который своим личным примером помогает родителям и детям преодолеть стеснение, не бойтесь экспериментировать и перевоплощаться в различные образы.

День рождения праздник детства, и очень приятно, что дети зачастую выбирают коллектив или класс ДШИ для празднования. Как объясняют дети и родители, связано это с наличием совместного интереса в хореографическом коллективе. А подтолкнуло Всех к проведению Дня рождения конкретного ребенка празднование Дня рождения коллектива, где устраивалось чаепитие, конкурсы и конечно же творческие поздравления (газеты, плакаты, постановка номеров, песни, исполнение музыкальных произведения и т.д.). На такие мероприятия приходят и выпускники, что позволяет поддерживать связь поколений и очень ценно общение детей разных возрастов. Родители активно участвуют в данном мероприятии и каждый год не перестают удивляться творчеству своих детей.

8 марта – творческий подарок от родителей и педагогов детям.

Премьера спектакля «Небесный тихоход». Не только педагоги готовят сюрпризы, но и дети с родителями. 

День защиты детей или конец учебного год, другими словами можно назвать как «Отрыв». Родители уже 3 год дарят нам спортивный праздник на природе, мы выезжаем коллективом на турбазу. Отдых на природе это спортивные соревнования, игры, песни и танцы в свободной и непринужденной обстановке.

По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями, или видео и фото отчеты на странице группы  в социальных сетях Интернет. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с педагогами, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз.

День матери, праздник который мы проводим на протяжении  нескольких лет, в форме концерта-поздравления в рабочей обстановке. Мы готовим для мам, их любимые номера (заранее дети узнают это у мам дома), готовим небольшие этюды, кусочки новых премьерных номеров, или младшие классы подготавливают номера из репертуара старших классов. Дети готовят свои творческие поздравления и подарки, сделанные своими руками, на протяжении всего мероприятия мы зачитываем их поздравления и дарим каждой маме подарок. Частыми гостями дня матери стали и бабушки, которых поздравляют не только внучки, но  и дочки.

Просветительская работа. 

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Список литературы:

  1.  Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1982г.
    2. Андиенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
    3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Издательство Казанского университета, 1998 г.
    4. Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983 г.
    5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000г. С-П
    6. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.
    7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - Ростов,: издательство «Феникс», 1997г.
    8. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студентов муз. Факультетов и отделений высших и средних пед. учеб. Заведений /Л.В.Школяр., В.А.Школяр и др; - М.: «Академия», 2001г.
pptx Презентация к методическому сообщению (13.08 MB, количество скачиваний: 825)