Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Новости

Хореографический коллектив "К-studiya" принял участие в...
09.03.2024
6 марта 2024 года на сцене Саратовского областного театра оперетты... Read More...
Учащиеся школы стали лауреатами Всероссийского...
09.03.2024
3 марта 2024 года в г.Липецк проходил II Всероссийский многожанровый конкурс... Read More...
Концерт класс Сафроновой Н.Г.
09.03.2024
2 марта 2024 года в нашей школе состоялся концерт класса Сафроновой Нины... Read More...

Суворов С.Н. - Некоторые вопросы методики обучения игры на бас-гитаре младших классов

В ряду разнообразных музыкальных инструментов, применяемых в различных стилях и направлениях эстрадно-джазовой музыки, бас-гитара является, одним из наиболее широко распространенных. Определенный характер звучания и универсальные возможности (для аккомпанемента и для солирования), расширенные средствами электронно-усилительной техники (регулировка громкости, тембра, диапазона звучания), сделали бас-гитару инструментом широкого профиля. Бас-гитара применяется не только во всех формах и жанрах эстрадно-джазовой музыки, но и в симфонической музыке (например, Джон Патитуччи играет соло на бас-гитаре в сопровождении камерно-симфонического оркестра), и уже не редкость когда бас-гитара звучит в оркестрах оперных театров, в оркестрах народных инструментов и в духовых оркестрах.

  До недавнего времени типовые учебные программы рекомендовали приступать к освоению приёмов игры на бас-гитаре учащимися возраст которых составляет не менее 11-13 лет, при сроке обучения в ДШИ и ДМШ 5(6) лет. Но теперь федеральные государственные требования (ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» по виду инструмента бас-гитара устанавливают следующие возрастные рамки и сроки обучения для детей, поступающих в первый класс:

  • с шести лет шести месяцев до девяти лет, срок обучения составляет 8(9) лет.
  • с десяти до двенадцати лет, срок обучения составляет 5(6) лет.

Учитывая размеры, длину мензуры, толщину струн бас-гитары трудно себе представить, как эффективно организовать учебный процесс с детьми 7-10 летнего возраста учитывая их физиологические и антропометрические данные. Примерная программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» по виду инструмента бас-гитара, разработчик О.В. Соколов, рекомендованная Институтом развития образования в сфере культуры и искусства (г. Москва) генеральный директор И.Е. Домогацкая, вразумительных ответов на эти вопросы не даёт. В связи с этим, целью данной методической работы является поиск возможных путей решения этих проблем.

Однако, в работе со школьниками младшего возраста появляются некоторые проблемы, связанные с возрастными категориями. Как уже говорилось выше, и вес, и размеры  бас-гитары, и толщина струн создают дискомфорт при игре у 7 – 8 летнего ребенка.  В связи с этими проблемами  появилась идея начать обучение  ребенка на обычной гитаре. При этом возможно в первый год обучения применить 3/4  инструмент.

Если с обычной гитары, как вариант,  убрать две первые струны  Е и  В,  то получится  упрощенный вариант бас-гитары.  Поскольку  уменьшенных  вариантов  электрических бас-гитар встречать не приходилось, как  нам  думается  такой  вариант инструмента будет самым подходящим на начальном этапе обучения. В дальнейшем, по мере взросления ребенка, можно сначала пересадить  его  за инструмент обычного размера, а затем и за, непосредственно, обычный инструмент.

Сам процесс  обучения следует начать как в программе для  бас-гитары, представленной  в  Приложении, то есть  начать учить ноты в басовом ключе. Таким  образом и получается плавный переход между инструментами,  и, как следствие,  исчезает неудобство в освоении бас-гитары на начальном этапе  обучения.

Прежде  всего  необходимо составить удобное  расписание занятий. Расписание занятий – нормативный, управленческий документ,  регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных планов и программ.

Для ребенка нужно установить такое расписание, что бы он мог сделать перерыв между занятиями в средней школе и  занятиями  в ДШИ.  По новым требованиям (ФГТ) предполагается 4 занятия в  неделю, а это достаточно серьёзная нагрузка  для организма в этом возрасте.

Программа обучения бас- гитариста должна быть максимально сбалансирована по всем основным предметам: специальность, ансамбль (оркестр), музыкальная грамота, сольфеджио, общее фортепиано, потому что музыкант, играющий эстрадную музыку на приличном уровне, совмещает в себе функции сольного и оркестрового исполнителя, а также импровизатора и аранжировщика. Понятно, что в задачи образования в музыкальной школе не входит подготовка профессиональных музыкантов, но необходимо заложить основы нужных теоретических знаний и технических навыков, а главное научить юного музыканта осмысленной игре на бас-гитаре.

В связи с этим  в начале обучения следует проводить уроки в виде игры, когда ребенок , наравне с преподавателем, решает варианты исполнения того или иного упражнения в своем понимании.  Вместе с тем ему нужно целенаправленно разъяснять  как правильно делать  то или иное действие в упражнениях.  Сейчас есть возможность приводить и видео примеры мастеров игры на  бас-гитаре, подтверждающих точку зрения преподавателя. Повторим, что не следует при этом подавлять личной инициативы и поощрять их.

С технической стороны  не следует форсировать события в первом полугодии  и сосредоточится,  в целом, на постановке рук. Способы  звукоизвлечения,  как уже упоминалось выше, схожи с гитарной. Однако из пиццикато наиболее употребим приём «апояндо». Техника этого приёма следующая:  кисть занимает строго перпендикулярное положение к струнам. Защипывание струны можно разделить на четыре фазы:

  1. Палец прикасается к струне.
  2. В результате сгибания последней фаланги и нажатия на струну кончиком пальца струна отклоняется от своего обычного положения.
  3. Струна соскальзывает с пальца, остаётся свободной и начинает колебаться.
  4. Соседняя струна останавливает движение пальца, представляя, таким образом, руке точку опоры.

Следовательно, если защипывать первую 1 струну, палец остановится на второй 2 струне, если защипывается вторая 2 , то на третьей 3 и т.д., за исключением  четвертой  4  струны,  после  защипывания  которой  пальцам i, m, a, ввиду отсутствия следующей струны, не предоставляется опоры. После защипывания четвертой 4 струны палец сам возвращается в первоначальное положение, амортизируя усилие, которое было направлено на преодоление сопротивления струны. Это сопротивление ни в коем случае не должно пересиливать нажатие последней фаланги и заставлять палец прогибаться в противоположном направлении. 

Поскольку  в игре правая рука отвечает за ритм и силу звука, очень важным моментом является научить ребенка добиваться одинакового звука разными пальцами (i, m, a).  В практике чаще применяются два: указательный (i)  и средний(m). Так же необходимо отрабатывать чередование пальцев, так как при  дальнейшем «подключении» левой руки, основное внимание ребенка переключается как раз на левую руку, забывая о правой. Различные упражнения для игры на открытых струнах достаточно широко представлены в различных методиках. Можно придумать свои варианты упражнений.  

Например:01

 Конечно, к каждому ученику нужно подходить дифференцировано, исходя из его физических и антропометрических данных. И к соединению правой руки  с   левой предполагается  по мере освоения основных  правил звукоизвлечения.

Переход к  левой руке  целесообразно, на наш взгляд, следует начать с объяснения понятия позиции. В любой учебной литературе этому вопросу так или иначе уделяется внимание, но достаточно информационно. И если ученик не усвоит этого понятия, могут возникнуть трудности в освоении нотного материала в дальнейшем.

Следует показать расположение пальцев левой руки на гифе. Объяснить  разницу задач левой руки в отличии от правой. Представляется, что ноты на грифе следует начать учить на первой струне. Это  проще  для  шести – семилетнего ребенка. По мере уверенного прижимания струны к грифу на разных ладах, можно переходить ко второй струне. Освоив ноты на второй струне, целесообразно поиграть упражнения на двух струнах. И так далее, пока не получится соединить в игре все четыре струны. В качестве одного из примеров  упражнения можно привести, например, гамму  C- dur  в одну октаву. При этом особое внимание необходимо уделять ровности игры упражнений и чередованию пальцев  i – m в правой руке. Как только появится уверенность в игре, можно пробовать играть какие  - нибудь  простые и известные мелодии. Если таковых не найдется в литературе для бас-гитары, можно сделать переложение из, например, гитарных нот. То есть написать ноты в басовом ключе.

Например:

02

То же в басовом ключе:

03

В этот момент предполагается объяснение таких понятий, как фраза и предложение.  Разбирая то или иное произведение, нужно следить сразу за несколькими моментами при исполнении: аппликатурой,  фразировкой, счетом (при этом предлагать учащемуся считать вслух). Начинается накопление и заучивание материала. Разучивание новых пьес желательно чередовать с пьесами на технику (этюдами). Необходимо строить учебную работу так чтобы к концу учебного года ученик играл наизусть хотя бы 10-12 пьес и этюдов, не забывал повторять их на летних каникулах. В этом случае прогресс в музыкальном развитии учащегося более реален.

Предположительно  рассмотренное выше относится к первому году обучения, где очень важно заложить основы игры на бас-гитаре.

Дальнейший период обучения следует строить  уже  исходя  из возможностей  и  предназначения  инструмента, то есть как солирующего, так и аккомпанирующего. В обязательном порядке нужно заниматься и над ритмической составляющей исполнения.

Необходимо строить учебную работу так чтобы ученик к концу учебного года играл наизусть хотя бы 10-12 пьес и этюдов, не забывал повторять их на летних каникулах. В этом случае прогресс в музыкальном развитии учащегося более реален.

Чувство ритма, являющееся одной из существеннейших музыкальных способностей, также должно воспитывается с первых шагов обучения. Занимаясь с начинающими, преподаватель всегда встречается с трудностями в достижении ритмического исполнения. Арифметическое объяснение соотношений музыкальных длительностей (учащийся) понимается обычно очень скоро, но исполнение при этом продолжает ещё оставаться неритмичным. Для воспитания этого навыка требуется время и систематическая тренировка под наблюдением преподавателя.

К выше сказанному добавим, что на этом этапе вполне допустимо начать освоение джазового ритма – свинга. Это, конечно, зависит от способностей учащегося. Вместе с тем это поможет разнообразить нотный материал, а так же позволит начать ознакомление с богатейшей коллекцией так называемых  джазовых стандартов, вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Вместе с мелодическим направлением обучения возможно приступать и к гармонической составляющей. Начать нужно с интервалов в пределах одной октавы. Поскольку интервалы изучаются на уроках музыкальной грамоты и сольфеджио, нужно научить ученика строить их на грифе. Так же нужно объяснить, что на основе этих интервалов строятся аккорды. По мере освоения интервалов, можно приступать к трезвучиям. Для начала вполне достаточно будет, если ученик разберется в схеме построения трезвучий. А уже в дальнейшем можно применить и их обращения.

Здесь приведены лишь те методические рекомендации,  которые применимы в первые два года обучения. Маленький возраст, как показывает практика, не является показателем неспособности ребенка к восприятию материала. Как и у более взрослых учащихся, всё зависит от желания ученика и его стремлению к обучению.