Красовская Н.В. - Основные методические положения начального периода обучения игре на аккордеоне

Печать

Введение

Главная задача начального обучения состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к музыке и к занятиям ею, научить их языку музыкального искусства, развить их художественный вкус и творческое воображение.

Все это легче всего выполнить, начиная обучение с раннего возраста. Наблюдения говорят о ясности и логичности мышления детей. Как известно в 6—8 летнем возрасте  дети проявляют особую любознательность и острый интерес ко всему, что их окружает. Очень важно сохранить эту непосредственность  восприятия и в дальнейшем, приобщая ребенка к новым и новым музыкальным впечатлениям сохранить естественность его отношения ко все расширяющемуся для него музыкальному миру, всячески поддерживая в нем активный интерес к музыке. Педагоги, работающие с детьми, должны чувствовать  особенно большую ответственность перед своими учениками.

Как построить обучение детей сложному искусству музыкального исполнительства, не перегружая их мышление непосильными задачами и понятиями, которые порой не увязываются в представлений детей, с живым, реальным звучанием музыки?  Как ввести детей в круг музыкально-художественных образов естественным, доступным их восприятию путем?

К сожалению, часто приходится наблюдать, что у детей, охотно начавших музыкальные занятия очень быстро пропадает интерес к ним. Педагоги далекого прошлого также были обеспокоены этим явлением. Хороший учитель знает, что успехи невозможны, пока учащиеся не втянутся в свои упражнения,  он  владеет особым секретом сделать так, чтобы ученику понравилось заниматься, тем кто занимается с детьми, особенно важно обладать именно этой способностью, так как иногда дети, имевшие пламенное желание учиться, после третьего, четвертого уроков разочаровываются, встретившись  с трудностями  и их отвращение  заходит иногда так далеко, что упражнение, называемое «игра» вызывает у них огорчение и слезы.

Обучение  музыкальному исполнительству и постановка задач

Обучение музыке и исполнительству на аккордеоне состоит из множества разнообразных задач. На начальном этапе педагоги  должны определить для себя путь работы и очередность задач, при этом необходимо учитывать возраст начинающего его индивидуальные особенности.

Часто приходится наблюдать, что первые занятия начинаются с обучения нотной грамоте и ознакомления с клавиатурой.  Детям сообщают ряд теоретических сведений и понятий, эти сухие, зачастую трудно воспринимаемые сведения загружают мышление маленького ученика. Оторванность от  реального звучания музыки затрудняет процесс их усвоения и снижает живой интерес ребенка к занятиям.

Ученик пришел учиться музыке, учиться играть на инструменте, потому основой обучения должна стать музыка, различные музыкальные впечатления, получаемые учеником. Педагог- музыкант в своей работе обязан опираться на огромную силу воздействия, которое оказывает музыкальное искусство.

С первых же уроков, играя ученику разнообразные, интересные музыкальные произведения, доступные его детскому пониманию, педагог развивает способность ребенка вслушиваться в музыку, помогает ему разобраться в характере музыки, учит его различать простейшие музыкальные образы. Первоочередная задача самого начала обучения — научить ученика слушая —  слышать, всемерно развивать способность ученика слушать внимательно, активно, не отвлекаясь.

Кроме вслушивания в игру педагога, развитию способности слушая слышать помогает также собственное пение ученика. Пропевание мелодии уточняет его слуховые представления. Следует давать несложные короткие мелодии, доступные пониманию учёника, со словами или без них, подыгрывая аккомпанемент или без него. При этом следует добиваться интонационной чистоты и ритмической точности, Запоминанию учеником мелодии предшествует ряд проигрываний ее педагогом. Запомнив, ученик поет и затем прохлопывает ее ритмический рисунок. Выясняется, что в каждой мелодии есть различные звуки и что звуки эти неодинаковой  длины. Усваиваются понятия выше, ниже длиннее, короче. Жестом указывается направление мелодии, обращается внимание ученика на динамичность развития мелодии, выясняется значение опорных звуков в ней, воспитывается ощущение тоники как основного устойчивого звука (ощутить тонику помогает сравнение незаконченной мелодии с мелодией, сыгранной полностью). Простейший анализ интонационного и ритмического содержания пропеваемых мелодий обогащает музыкальное мышление ученика, расширяются и упрочиваются его слуховые представления. С помощью педагога ученик уясняет, что, скажем, в ласковой, спокойной музыке движение плавное, построенное на чередовании мерных длительностей, что для музыки решительного, смелого характера используются более короткие длительности, пунктирный ритм и иные звуковые сочетания. Ученик постепенно учится слушая — воспринимать и чувствовать музыку и ее содержание,  у него накапливается некоторый музыкальный опыт. Изучение ряда мелодий раскрывает ученику интонационное разнообразие и гибкость музыкальной речи, способствует возникновению внутренних ритмических представлений.

Такой путь работы с начинающими развивает в детях интерес к музыкальным занятиям, создает почву для развития их музыкального воображения. Учитывая некоторую подготовленность. учащихся более старшего возраста, такую работу с ними следует проводить на более сложном музыкальном материале.

Когда после предварительных занятий ученику объясняют названия звуков и их расположение на клавиатуре, это им воспринимается и усваивается легко, как естественное продолжение полученных ранее музыкальных впечатлений.

Игра по слуху

Когда ученик уже имеет некоторый «запас» усвоенных мелодий, научился распознавать направление мелодии, слышать различные длительности, познакомился с клавиатурой, можно перейти к подбиранию мелодий на инструменте по слуху.

Подбирание послуху часто зависит от ясности слуховых представлений ученика и от его способности ориентироваться на клавиатуре. Если ученику трудно сразу подобрать мелодию, следует ему помочь, так как чаще всего это объясняется не плохим слухом или плохой памятью, а лишь неумением подбирать. По мере того, как ученик осваивается с клавиатурой, он и подбирает лучше.

Не следует бояться разрешать самым маленьким ученикам играть песенки по слуху неорганизованной рукой, налаживание правильных игровых навыков —  работа сложная и длительная, она требует много времени и самого пристального внимания со стороны педагога.

Работу по налаживанию первоначальных игровых движений легче  проводить в тот период, когда внимание учеников еще на перегружено чтением нотного текста. Его слух может быть полностью направлен на восприятие качества звучания инструмента, а общее внимание и зрение — на движения рук.

С самого начала ученику должно быть ясно, что игра на инструменте не требует от него каких-либо особых усилий. Необходимо  чтобы он чувствовал себя за инструментом естественно и непринужденно. Движения, применяемые для игры на инструменте  должны в представлении ученика увязываться со знакомыми ему ранее движениями, нужно, чтобы ученик понял, что эти движения естественны в какой-то мере ему известны и их следует только научиться применять в игре на инструменте.

В начале обучения необходимо развить приспособляемость рук к инструменту, выработать координированные точные, а в последствие привычные и ловкие движения. С самого начала следует создать взаимосвязь всех частей руки. Кисть, предплечье  и плечо должны действовать согласованно таким путем вырабатываются гибкие, свободные движения рук. Большой интерес представляют высказывания наших ведущих педагогов, об организации первоначальных движений.  К. Н. Игумнов говорит: «С чего следует начинать? Начинать лучше всего с отказа от негодного, с решительной борьбы со всеми влияниями, препятствующими осознанию единства движения и «свободе тела».«Движение должно быть слитным, плавным, оно должно вытекать из содержания исполняемого, оно должно быть естественным и свободным.

«Первоначальные игровые навыки  — утверждает А. Б. Гольденвейзер,  должны воспитывать у ребенка ощущение свободы движений. Для этого важно поставить ребенка в такие условия, при которых неправильная, напряженная игра была бы просто невозможной. Ошибка Старой школы заключалась в том, что, вместо того чтобы создать ребенку такие условия педагоги начинали занятия с так называемой «постановки руки», требуя от ученика фиксированного положения пальцев, кисти и всей руки в целом, обращая его внимание на то, как надо ставить тот или иной палец и т. д.

Обучение обычно начинали с игры на одних белых клавишах, не думал о том, что для ребенка с маленькой рукой расположение пальцев на пяти белых клавишах до- мажорной  гаммы уже требует растянутого положения пальцев. Все это моментально уводило ребенка от привычных ему естественных движений и заставляло напрягать руки. Между тем, если ребенок захочет, например, взять карандаш, он напряженной рукой просто не может его взять, а возьмет естественно, без всякого напряжения. Такое же ощущение должно у него сохраниться  при игре на  инструменте. Главным условием этого ощущения являются «собранные пальцы» .

Основываясь на изложенном выше, можно сделать вывод, что главными предпосылками для развития правильных игровых навыков являются: естественное положение всего корпуса, не заторможенные плавные и гибкие движения всей руки, свободно опускающейся на клавиатуру с опорой на играющий палец. Остальные пальцы должны быть слегка округлены, собраны, как бы помогая играющему.

Следует научить ученика нести руку на клавиатуру, занимать правильную исходную позицию, собран все пальцы,  располагать их на клавишах, проверяя при этом взаимосвязь и положение всех частей руки. Пальцы не должны « валиться»  на бок (возможен весьма небольшой наклон к пятому пальцу). Затем рука слегка приподнимается над клавиатурой и плавно опускается на заданный палец, при обязательном собранном положении всех остальных пальцев. Опорой для всей руки служит играющий палец, ученик должен внимательно прослушать звучание аккордеона, после чего мягко и плавно, не отрывая сразу пальца от клавиши, поднять сперва запястье, а затем всю руку, и опустить ее на колени.

Штрихи «легато» и «нон легато»

Игру на инструменте следует начинать с этого первого  игрового движения нон легато, оно протекает во времени медленно, что дает ученику возможность следить за достаточно свободным и естественным положением руки, за плавностью движений, проверять, не напряжёна ли рука, собраны  ли пальцы, контролировать свои  действия и главное прослушивать  качество звучания упражнения. Упражнения в   нон легато могут проводится  сперва на отдельных звуках, затем на небольших мотивах и коротеньких мелодиях.

Очень важным условием правильности первого  игрового движения нон легато является точность ощущения  кончиков пальцев, опертость пальцев  и слуховое внимание к ясности и устойчивости звучания. Привлекая внимание ученика  к качеству звучания инструмента следует научить его слушать звук от момента его возникновения до самого конца звучания когда ухо перестает улавливать колебания звук гаснет. Такое вслушивание в протяженность звука на инструменте, лежащее в основе. пёрвых упражнений  в медленном темпе, развивает слуховое внимание, к звучанию инструмента. В последствие, в процессе обучения, развивается способность ученика  внутренне представлять себе звучание  инструмента, слышать звук до его возникновения

Ученику должно быть ясно, что его целью является не само движение, а качество звучания инструмента, получаемого с помощью данного движения.  Педагогу следует обращать большое внимание на точность выполнения первого игрового движения. Не следует допускать лишних, не результативных  движений, как бы пластично на первый взгляд они не выглядели.

Развитие навыка игры нон легато имеет важное значение для дальнейшего развития ученика, и ему следует уделять большое внимание.

По мере некоторого овладения навыком игры  нон легато можно ввести  игру легато. Следует особо заострить внимание  ученика на  том как звучит линия звуков, исполненных связано. Создание правильного слухового представления о легато поможет вслушивание ученика в исполнение педагога.

Необходимо. чтобы ученик представил себе звучание легато как средство выразительности, как логически обусловленную последовательность. Первым упражнением па легато является соединение двух звуков. Как и при игре нон легато, рука плавно опускается  на клавиатуру, палец  «погружается»  в клавишу. Неиграющие пальцы чуть приподнять  над клавиатурой. Далее происходит плавный переход одного звука в другой. Гибкое запястье дает возможности ученику ощутить перенос опоры с одного пальца на другой. После второго звука ученик плавно, мягко, не сразу отрывая палец от клавиши,  поднимает сперва запястье, затем всю руку ‚и опускает ее па колени. При последовательности из трех звуков опора руки переносится со второго пальца па третий, после чего поднимается сперва запястье, а затем вся рука. Важным условие является развитие у ученика ощущения того, как опора руки переносится с пальца на палец. Пониманию и развитию этого ощущения помогает немая смена опоры пальцев на одной и той же клавише.

При развитии навыка игры легато большое значение имеют ясность и точность ощущения кончиков пальцев, своего рода,  волевая   направленность кончиков пальцев, которые при игре легато плавно и мягко «погружаются» в клавишу  и передают  опору с одного пальца на другой. Полезно показать это ощущение на руке или на плече ученика. Такой показ бывает более действенным,  чем только словесное объяснение.  Не следует вначале использовать для упражнений длинные линии легато. Лучше чередовать коротенькие построения легато с исполнением отдельных  звуков нон легато. Чередование этих двух штрихов дает возможность ученику лучше следить за движением своих рук. Исполнение более длинных последовательностей легато следует  вводить постепенно.

Обязательным условием успешного овладения навыком игры легато является наличие у ученика способности вслушиваться в плавный переход от одного звука в другой. Пристальное  слуховое внимание поможет ему добиться слитности  и плавности в проведении линии легато.

Развитие навыка игры легато занимает большое место во всем процессе обучения, заниматься им надо с самого начала. В противном случае устранение пробела, допущенного  в отношении этого крайне важного навыка, будет в дальнейшем сопряжен с большими  трудностями.

 Педагогам следует помнить, что первоначальные игровые навыки усваиваются учениками не сразу. Может пройти  дли тельный период (иногда годы) прежде чем овладение начальными исполнительскими приемами станет органичным и эта сторона  и эта сторона развития ученика перестанет требовать к себе пристального внимания педагога. Работа над первоначальными навыками, выполнение всех движений осуществляется учеником в преувеличенно замедленном темпе. По мере овладения навыками темп исполнения ускоряется, движения ученика постепенно и естественно приближаются к норме.

Знакомство с нотной грамотой и формирование слуховых представлений

Некоторое знакомство ученика с музыкой, с ее языком,. со средствами выразительности, наличие у него известного слухового опыта — все это дает возможность педагогу заняться нотной грамотой, сообщить ученику ряд теоретических сведений, увязывая их со слуховыми представлениями, которые удалось создать у него ранее.

Поясняя ученику принцип нотной записи, полезно записать с ним знакомую мелодию, которую он пропевал, играл по слуху, анализировал. Запись знакомой мелодии помогает закрепить в сознании ученика связь между реальным звучанием музыки и ее начертанием на нотном стане. В процессе записи знакомых мелодий можно более точно объяснить размер длительности, паузы, деление на такты и т. п. Благодаря тому, что все объяснения будут основываться на хорошо. изученном музыкальном материале, эти сведения будут легко поняты и усвоены ребенком. Приступая к разучиванию мелодии или пьесы по нотам, следует прежде всего дать возможность ученику услышать ее, особо привлекая его внимание к ритмическому рисунку. Хотя на первый взгляд кажется, что из всех элементов музыки ребенок легче всего воспринимает ритм (ему легче прохлопать ритм прослушанной мелодии, двигаться под музыку, отображая в движениях смену ритма, чем чисто проинтонировать мелодию той же пьесы), опыт показывает, что чтение е ритмической структуры дается труднее всего. В то же время неточность воспроизведения ритма при чтении нотного текста порой искажает музыку до неузнаваемости. Отсюда возникает задача: обратить особое внимание на развитие. осознанного отношения ученика к ритму и научить, его при чтении нотного текста правильно передавать ритмическое содержание изучаемой музыки. Педагогам-музыкантам следует очень внимательно отнестись к сказанному выше. Некоторую ритмическую подготовленность ребенка и естественное чувство  ритма, связанное со слухом и с мышечным чувством, следует использовать для развития способности внутренне ощущать ритмическую пульсацию музыкального произведения.

Развитие чувства ритма начинается с первых уроков. Играя ученику различные пьесы, пропевая с ним мелодии, педагог должен помочь ему разобраться в характере этих небольших музыкальных произведений, при этом следует пояснить, какое значение  различные сочетания длительностей в создании того или иного музыкального образа. Как было указано, простейший анализ  интонационно-ритмического содержания пропеваемых мелодий, обогащая музыкальное мышление ученика, является началом его ритмического воспитания. Приступая  разучиванию  по нотам, педагог играет их ученику, привлекает его слуховое внимание к ритмическому рисунку мелодии. Далее следует предложить ученику, глядя в ноты, назвать длительности, которые он там видит. После этого ученик вновь слушает в исполнении педагога   мелодию или пьесу, а затем, также глядя в ноты, прохлопывает ее ритмический рисунок. Если ученик  неточно воспроизвел ритм мелодии, педагог должен снова ее исполнить, и так до тех пор, пока ученик не запомнит ее как следует.

Прохлопывание ритмического рисунка, когда временная организация мелодии отделяется от всех прочих ее музыкальных элементов и переводится целиком в слуховое  представление и мышечное ощущение, дается легко. Но в музыке ритм неразрывно связан со звучанием и получает свое смысловое значение  только в тесной связи с музыкально-интонационным содержанием. Отсюда становится ясным огромным значение, которое имеет развитие слуха ученика, его способности слухового восприятия музыки и, особо ее ритмического содержания.

Основной обучения является развитие  способности ученика активно вслушивания в музыку (в частности, в игру педагога). Такое вслушивание  способствует созданию правильного слухового представления. Ученик приобретает умение внутренне слышать интонационные и ритмические элементы мелодии.

Внутренне - слуховое представление мелодии при прохлопывании ее учеником способствует тому, что он начинает внутренне ощущать ритмическую пульсацию данной музыки. Его  мышечное чувство откликается на слуховое.

Постепенно из урока в урок, ученик знакомится со  все более сложными в  ритмическом отношении мелодиями и пьесами.

Уточняются и обогащаются его слуховые впечатления. Он знакомится  с различными длительностям, с их записью. Развивается его способность внутренне откликаться на различные ритмические пульсации.

Полезно проделать следующее упражнение: предложить ученику прохлопать два такта, задав ему определенное чередование  длительностей. Например, сперва наполнить такт чередованием ровных четвертей, затем ровных восьмых (общая величина такта при этом остается неизменной); затем предложить ученику наполнить такт движением четвертей и восьмых, чередующихся между собой в различных сочетаниях. Варьировать сочетания длительностей можно по-разному. Это упражнение способствует развитию внутреннего отклика ученика на пульсацию различных длительностей. Впоследствии  оно может быть увязано  с чтением нотного текста  и приведет к тому, что зрительное  восприятие  вызовет правильное внутреннее ощущение ритмического рисунка. Скоро  становится возможным предложить ученику, глядя в ноты, простучать ритм мелодии, которую он еще не слышал.

Весь изложенный выше путь ритмического воспитания приводит к тому, что в сознании ученика создается связь: слышу – вижу – ощущаю - передаю. Работа по овладению ритмом музыкального произведения, проводимая таким методом, обычно проходит без особых затруднений.

Тем не менее, все еще распространен способ обучения, при котором ритм преподносится ученику абстрактно, оторвано от музыки. Наличие в музыке разных длительностей  маленькому ученику объясняют чисто арифметические как деление целого. Эти понятия мало доступны ребенку, а главное – они не ассоциируются с реальным звучанием. Ознакомление с ритмом музыкального произведения  этим способом приводит к преобладанию метрического начала.

Но наблюдения, произведенные на протяжении многих лет, говорят о том, что счёт вслух далеко не гарантирует ритмическую стройность исполнения, так как ученик, как правило; приноравливает счет к своей ритмически неправильной игре. Даже тех случаях, когда счет вслух помогает ученику играть, ритмично, он делает его исполнение безжизненным, невыразительным  и скучным.

Считая вслух, ученик лишается возможности слушать сёбя направлять и контролировать свое исполнение. Счёт вслух встает стеной между исполнителем  и исполняемой музыкой. Он разрывает музыкальную ткань, ломает живой ритм, делает, безразличным отношение ученика к качеству звучания. Он вызывает механические акценты на сильных долях, подменяющие  опорные смысловые точки мелодии. Постоянный счет вслух утомляет ученика, понижает его интерес к музыке и к занятиям ею. Счет вслух отнюдь не развивает ритмическое  чувство. Одно и то же ритмическое сочетание, выраженное одними и теми же длительностями, встречаясь в разных пьесах, вновь и вновь требует от учёника, счета вслух.

Разумеется, поясняя ученику размер, тактовое членение и основы нотной записи, следует познакомить ученика со счетом и научить его пользоваться им. В особо трудных случаях можно предложить ученику просчитать отдельные места на уроке в присутствии педагога. Педагог может иногда просчитать во время игры ученика. Но, как правило, к этому приходится прибегать редко.

Задачи звукового воплощения содержания музыки

Когда ученик приступает к исполнению (по нотам по слуху), перед ним в. первую очередь, встают задачи звукового воплощения содержания музыки.

Характер основных звуковых задач на разных этапах обучения остается неизменным. Один этап от другого отличается лишь степенью трудности проходимого музыкального репертуара. Поэтому важнейшую работу над звуком следует вести с начала обучения.

Выше уже говорилось о необходимости привлекать внимание ученика к качеству и выразительности звука еще в тот период обучения, который мы условно называем подготовительным.

По мере того, как развивается способность ученика понимать свои исполнительские задачи, понимать музыкальное содержание выявляются звуковые задачи. Ими определяются те качества звучания, которые нужны для правильного и интересного исполнения музыкального произведения.

 Педагог, играя ученику, дает ему возможность услышать нужное звучание; показав ему, соответствующий  прием звукового извлечения, помогает найти необходимое качество звука на инструменте. Работа над звуком должна тесно увязываться  с развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгий, а общее внимание организованным. Развитие этих качеств поможет ученику замечать неточности в своем исполнении, правильно реагировать на плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. Этим развивается внимательное отношение ученика к приемам звукоизвлечения, обеспечивающим получение полноценного звука. Основными условиями для выработки необходимых качеств звучания являются понимание учеником своих исполнительских задач и его увлечение музыкально – художественным содержанием.

Если ученик знает, как данное произведение должно звучать проникается его эмоциональным содержанием если он понимает исполнительские задачи, перед ним стоящие, он не останется равнодушным. Его увлечет  образность содержания и процесс его воплощения. Обладая самыми элементарными исполнительскими навыками  он сможет самостоятельно найти путь исполнения данной  пьесы. Он не будет только действовать по указке педагога и лишь формально выполнять указания нотного текста. Разовьются его способность  самостоятельно мыслить, его исполнительская инициатива. Вся его работа приобретет смысл и целенаправленность. Сознательное отношение к исполняемой музыке должно служить отправным моментом  в работе с самого начала обучения.

Приступая к разучиванию музыкального произведения  по нотам, педагог прежде всего знакомит ученика с данной пьесой. Исполняя ее,  педагог дает возможность ученику услышать ее, помогает понять характер, образность, эмоциональность содержания.

Выявление смысла разучиваемого произведения предполагает тщательное прочтение учеником нотного текста, внимательное отношение ко всем указаниям композитора и понимание их выразительного значения. Педагог вместе с учеником  производит простейший анализ формы, уясняет роль мелодии, гармонии, ритма.

Наблюдения над обучением детей  в музыкальных школах  показывают, что на роль гармонического начала в музыке часто обращается недостаточно внимания; развитие гармонического слуха и выразительная функция гармонии не всегда находятся в поле зрения педагога.

Все что встречается в музыкальной литературе для начинающих, вполне может быть прослушано и осмысленно учащимися.

В последствии их знания будут расширяться, будут уточняться их ладово-гармонические представления и гармоническая сторона музыки станет для них важной частью ее содержания и важным средством выразительности.

Работа над качеством звука и  выбор аппликатуры

Работа над качеством звука и над ощущением гармонии тесно увязывается с развитием ощущения динамического разнообразия звучания.

Уже в начальный период, когда исполнительские задачи еще очень просты, даже примитивны, когда педагогу следует следить за тем, чтобы  динамическое разнообразие  звучания обуславливалось содержанием музыки. Ученик должен понимать, что различные звуковые краски неотъемлемы от существа музыкального  произведения, что они помогают музыке стать красивой, живой, понятной и выразительной. С самого начала следует обращать внимание учеников на начало и конец фразы. Самый маленький ученик  поймет, что фраза прозвучит лучше, если он начнет ее плавно  и мягко, а закончит закругленно. Впоследствии следует развить в ученике способность ощущать динамическую устремленность и развитие  музыки к определенной смысловой точке сначала в мотиве, потом в отдельной фразе, в небольшой пьесе, а затем в произведениях более крупного масштаба.

Требование исполнять каждую фразу, каждый мотив осмысленно и выразительно вызывает к жизни динамическое разнообразие нюансировки. Поэтому часто приходится  слышать достаточно динамичное, выразительное исполнение у детей, которым нюансы как таковые еще не известны.

Вызванное к жизни динамическое разнообразие  в сознании ребенка тесно увязывается  с содержанием музыки и с ее стремлением к непрерывному развитию.

Педагог на уроке не диктует, не требует определенных динамических оттенков. Он тактично направляет фантазию ученика, как бы подсказывая ему исполнительские намерения и требуемую динамику исполнения.

Необходимо вызвать у детей желание своей игрой как бы рассказывать, передавать содержание музыки; передавать это содержание красивые, певуче, искренне и естественно. Это значительно важнее, чем формальное выполнение обозначений нюансировки.

В работе аккордеониста большое значение имеет выбор аппликатуры. Правильно подобранная, она обеспечивает выполнение технических задач, а потому способствует ясности музыкального выражения. Внимательное, осознанное отношение к аппликатуре должно воспитываться с самого начала. Также с самого начала учеников следует приучать пользоваться умной, логичной аппликатурой, которая сможет обеспечить плавность связанность, удобство их исполнения и нужное качество звучания. Выбор аппликатуры должен подчиняться требованию преодоления технических трудностей и наиболее верной передачи смысла музыки.

Маленькому ученику нужно объяснить, что различные пальцы решают различные звуковые задачи. Ученик легко может услышать и понять, что один и тот же эпизод звучит по-разному в зависимости от изменения аппликатуры. Основываясь на услышанном, ученик выберет те пальцы, которые помогут ему исполнить данный мотив либо данную фразу красочнее и выразительнее.

Следует с самого начала приучить учеников к тому, что хорошо подобранная аппликатура - одно из главных условий  работы над пьесой, сделать их активными участниками выбора нужной и целесообразной аппликатуры. Ни в коем случае не следует надписывать пальцы над каждой нотой. Этот способ не приносит хороших результатов. Учёнику отводится роль послушного исполнителя, а его мышление не развивается. Педагогу приходится в каждом новом произведении вновь думать за своего ученика. Если же ученик приучится сам думать об аппликатуре, то в ее выборе он всегда будет сообразовываться со смыслом исполняемого.

Урок по специальности занимает одно из главных мест во всем учебном процессе. На уроке педагог направляет музыкальное развитие ученика, Воспитывает его волю и любознательность, организует его работу и учит его работать дома. Педагог должен быть предельно внимательным, активным и глубоко заинтересованным работой каждого своего ученика.

Для успешности занятий очень важно, чтобы на уроке устанавливался хороший контакт между учеником и педагогом. Искреннее и заинтересованное отношение педагога к занятиям дети чувствуют очень хорошо и всегда реагируют на него должным образом.

Педагогу следует с одинаковым интересом работать со всеми учениками своего класса, независимо от степени их одаренности. Ученики чутко воспринимают различие в отношении к ним педагога.

Задачей педагога является сделать урок живым, интересным, предельно четким и ясным. Он должен выделить первоочередные задачи, сконцентрировать на них свое внимание и внимание своего ученика.

На уроке с начинающими учениками имеет большое значение показ педагога на аккордеоне.

Помимо словесных объяснений и образных сравнений, педагог своим показом дает возможность ученику услышать, как должно звучать произведение, помогает ему найти собственный план исполнения. Все, что педагог показывает и объясняет, должно быть тут же, на уроке, прослушано и сыграно учеником. На уроке следует добиваться хороших результатов, закреплять их ученик должен дома. Процесс занятий с учеником имеет две стороны. Одна — обучение, расширение знаний ученика, развитие его музыкального мышления и музыкально-художественного вкуса, развитие навыков. Другая сторона — проработка репертуара. Важно, чтобы вторая сторона не заслоняла первую. Разучивание той или иной пьесы не должно являться самоцелью. Его следует рассматривать как средство воспитания исполнительских навыков и приобретения различных знаний. Все свои объяснения и указания педагог не должен связывать только с данным произведением. Их следует обобщать, относи к определенному навыку, понятию об этом навыке. Исполнительские навыки и знания, приобретаемые учеником, должны развивать его музыкальное мышление.
Это и составляет главную цель работы в классе, имеющую большое значение для дальнейшего успешного развития ученика.
Педагог должен воспитать у ученика навыки тщательной работы над произведением, цель которой — исполнение пьесы целиком. Проверяя домашнее задание, педагог должен прослушать произведение от начала до конца. Так следует поступать для того, чтобы дать возможность ученику полнее выявить себя, и для того, чтобы сам педагог имел ясное представление о том, что получается у ученика, что не получается и над чем надо работать.

Прослушав ученика, следует дать краткую характеристику его исполнения, указав  на все положительное, а затем подробно остановиться на всех недостатках и на причинах их возникновения. При дальнейшей детальной проработке заданий  на уроке следует не только указывать ошибки, но и, организовав  внимание ученика, заставить его самого услышать  их, слышать, что качество его звука неудовлетворительно  и тп . Полезно предложить ученику показать как он учит дома, это дает педагогу хотя бы частичное представление о том, что и как ученик делает самостоятельно. Тем самым педагог получает возможность направлять и исправлять домашнюю работу своего ученика.

Педагог обязан быть внимательным к малейшим деталям и приучать  к этому своих учеников; должен останавливаться на отдельных моментах, подолгу работать над  исправлением недочетов в исполнении. Во время исполнения музыкального произведения целиком следует приучать ученика продолжать игру даже при явной ошибке. Это воспитывает в нем понимание разницы между процессом, работы и процессом исполнения.

Уходя с урока, ученик должен ясно знать, что  и как ему учить дома. Всю последовательность занятия на уроке следует переносить на домашнюю работу. Для активизации домашней работы следует увязывать интерес ученика к музыкальному произведению, его способность эмоционально  воспринимать содержание последнего со стремлением добиваться  наиболее полноценного воплощения ‘данной музыки. Домашние занятия ученика станут результативными только тогда, когда он будет искренне  увлечен и поглощен стремлением хорошо исполнить.

Для успешности  домашней работы ученика большое значение  имеет воспитание в нем способности начинать занятия с  чёткого представления своих исполнительских  задач. Следует придавать большое значение витию способности сосрёдоточенно думать, внимательно вникать во все детали.

Музыкальное развитие ученика - воспитание его музыкального мышления и художественного вкуса, расширение его музыкального кругозора, развитие его игровых навыков — является задачей, разрешение которой — основная цель всех этапов обучения, в том числе и начального.

Трудно определит время, которое потребуётся для развития тех или иных навыков. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития ученика.

В начале полугодия педагог составляет план работы для каждого ученика. Педагог должен хорошо знать характер, достоинства в недостатки,  уровень общего развития ученика, среду и домашние условия, в которых он живет. Четкое представление  о его музыкальных возможностях и об уровне его развития, а также все только что перечисленные данные позволят яснее определить путь работы с учеником, направленность педагогического процесса, исполнительские, художественные и воспитательские задачи. Слёдует очень тщательно подбирать учебный репертуар. В него должны быть включены произведения, работа над которыми обеспечит всестороннее развитие ученика поможет разрешить определившиеся очередные задачи. Степень трудности произведения  должна соответствовать уровню возрастного, интеллектуального  развития ученика.

Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большее количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара, следует производить постепенно. Резкое завышение трудности изучаемых произведений перегружает и переутомляет нервную систему и психику ученика. Их преодоление требует от него большой затраты сил и, времени. Полезнее бывает вместо одного трудного произведения пройти несколько менее сложных с разнообразным  музыкальным содержанием, различных по жанру, доступных детскому восприятию. Работа  спорится, когда  учёнику интересно, а интересно бывает когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача, сменяётся другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмёрного напряжения. Только в этом случае хорошие результаты  доставляют ученику радость. Все то, что все выходит, —  огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам. Усложнение репертуара следует производить постепенно, только в том случае, если ученик подготовлен к преодолению  больших трудностей. На практике приходится наблюдать, что исполнение заведомо сложных музыкальных  произведений маскирует недочеты  музыкального  и развития ученика, но отнюдь не устраняет их.

Заключение

Очень важно развивать в учениках вкус и стремление к музицированию, желание постоянно знакомиться с большим количеством музыкальных произведений. Важно научить их любить читать музыку так же, как они любят читать книги. Польза от этого будет огромная и для будущих профессионалов, и для просто музыкально грамотных, просвещенных членов нашего общества.

Одним из важных факторов успешной работы, с учениками является совершенствование педагогом собственного исполнительского мастерства и постоянное его развитие. Разрешать многосторонние задачи педагогического процесса при обучении игре возможно только при условии беспредельной преданности педагога своему делу. Любовное отношение к музыке, исполняемой учениками, глубокая заинтересованность в совместной работе помогают увлечь ученика и создать творческую атмосферу на уроке. Только настоящая любовь к музыке и к педагогической работе, понимание всех задач и своей роли в деле развития музыкального образования принесут педагогу удовлетворение и успех.