Программа развития МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" на 2017-2019 гг.
«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решение и их успешно реализовывать.»
В.В. Путин
1. ВВЕДЕНИЕ
Современное образование должно решать ответственную и сложную задачу – воспитывать многогранную личность ребенка. Изменения, происходящие в системе дополнительного образования, требуют от организаций переосмысления своей деятельности, в том числе и методическая, совершенствование которой будет способствовать росту профессионального мастерства педагогов.
Основной целью образовательной деятельности школы является выявление одаренных детей в раннем детском возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусства.
Школа искусств - центр предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, формирует мировоззрение детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Таким образом, деятельность ДШИ должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.
Развитие образования в сфере культуры и искусства призвано обеспечить решение таких задач, как:
- выявление художественно одаренных детей,
- обеспечение соответствующих условий для их образования и раскрытия творческого потенциала;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
- приобщение граждан РФ к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества;
- повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях.
Контингент обучающихся в школе искусств разнолик и предполагает разноуровневую подготовку, как узкопрофессиональную, так и общехудожественную. Установка всех учащихся на дальнейшую исполнительскую деятельность, которая показательна для всех детских школ искусств, неверна, т. к. зачастую не соответствует уровню и возможностям детей.
Разработка предпрофессиональных программ в области искусств направлена на выявление одарённых детей в раннем возрасте, развитие их способностей, их профессиональную ориентацию.
Критерии и требования, обозначенные в общеразвивающих образовательных программах для ДШИ (по видам искусства), нацелены на большой процент детей, которые не пополнят списки профессиональных музыкантов, художников, танцоров, певцов и пр.
Искусство необходимо для каждого человека в образовательной системе. Оно выполняет различные функции в качестве участника и организатора процессов социального общения, оно передает эмоциональный, духовный опыт людей, диалог эпох и культур в пространстве и во времени.
Важно обратить внимание на такие стороны:
- Искусство как механизм развития духовной культуры (это функция как общеобразовательных школ, так и школ искусств);
- Искусство как профессия (выполняет ДШИ)
В свете этого и меняются задачи на каждой ступени обучения.
На стадии раннего обучения это:
- накопление опыта общения с искусством;
- ознакомление с семантикой языка искусства и базовыми культурными практиками;
- выявление природных задатков и сферы интересов детей;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры чувств.
В рамках основной школы:
- формирование художественной культуры через самостоятельные суждения, размышления, исполнительский опыт;
- повышение художественной грамотности через освоение языка искусства в процессе сотворческого восприятия и практического музицирования;
- развитие универсальных (интеллекта, фантазии, художественного мышления) и специальных способностей (исполнительского и практического опыта);
В рамках старшей школы (предпрофильной и профильной подготовки):
- на осмысление места искусства в жизни каждого учащегося;
- на самоактуализацию и самоопределение своей культурной и социальной ниши, на овладение основами профессии;
- накопление полученных знаний в области искусств.
Процесс личностного, общекультурного и профессионального развития ребенка осуществляется через поиск новых моделей школ и новых педагогических технологий. В настоящее время общеобразовательная школа, взяв курс на профильность, способна обеспечить подготовку детей к дальнейшему продолжению обучения в области точных, естественных, гуманитарных наук, тогда как область художественного творчества (музыкального) для многих остается закрытой.
Именно школа искусств в союзе с общеобразовательной школой может обеспечить условия для удовлетворения многообразных и разноуровневых потребностей и возможностей детей общения с искусством.
Программа развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 4 ЭМР» на 2014 - 2018 годы определяет стратегическую цель, основные задачи, комплекс необходимых для их реализации ресурсов и мероприятий, направленных на достижение целевых показателей развития муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств», обеспечивающих поэтапное решение важнейших задач модернизации дополнительного образования детей и молодежи, приоритетов социально-экономического развития Саратовской области.
Миссия школы – создание условий для самореализации и адаптации обучающегося к жизни в современном мире, формирование основы осознанного и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитания гражданственности и служения обществу.
Цель программы: модернизация образовательного процесса в школе в условиях перехода к новой парадигме образования (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») позволяют говорить о возможности преобразования деятельности ДШИ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований.
Приоритетные направления развития школы:
- Обновление образовательной среды (разработка предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ)
- Совершенствование педагогических кадров.
- Развитие материально-технической базы.
- Укрепление информационно-образовательной среды.
- Совершенствование учебно-методического и информационного обеспечения.
Приоритетные направления программы развития
Программа развития представляет собой непрерывную образовательную технологию, которая обеспечивает:
- Для учащихся образовательных учреждений: приобретение практических навыков по направлениям деятельности школы в творческой исполнительской деятельности, развитии культуры, формировании необходимых личных качеств и социальных компетентностей, расширении кругозора и раннюю профориентацию.
- Для сотрудников: повышение профессионального уровня, квалификации, мотивации на работу по развитию учреждения, значительный рост авторитета преподавателей в окружающем социуме и среди учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей.В связи с обозначенными проблемами перед нами встали задачи ближайшего будущего:
1 блок:
- o разработать алгоритмы разных форм методической работы, развести их по функциям, задачам, структуре, содержательному наполнению;
- o пересмотреть темы методических мероприятий с точки зрения их психологической, методической, художественной значимости;
- o разработать систему интегрированных уроков по проблемам, объединяющим весь коллектив;
- o запланировать проблемные совместные семинары педагогов разных отделений с показом методических наработок по решению поставленных задач.
2 блок:
- o выработать критерии и инструментарий отслеживания степени мотивации учащихся;
- o разработать методический пакет для мониторинга сферы интересов, художественных предпочтений (через анкеты, опросники, наблюдения, статистический анализ), который позволит объективно оценивать вклад каждого педагога в образовательный и воспитательный процесс, психологическую культуру преподавателя и, частично, уровень педагогического мастерства.
Ожидаемые результаты:
- Готовность обучающихся к дальнейшему самовоспитанию, самообразованию, профессиональному самоопределению;
- Формирование умения самостоятельно осуществлять учебную, исследовательскую, творческую деятельность;
- Умение выявлять всеобщие закономерности в искусстве, в художественном творчестве;
- Умение анализировать различные произведения искусства, оценивать их художественные достоинства;
- Удовлетворенность обучающихся учебно-воспитательным процессом;
- Развитие познавательных, творческих способностей и исполнительских навыков;
- Компетентность в выбранном профиле обучения;
- Высокая духовно-нравственная и художественная культура обучающихся;
- Высокий уровень интеллектуального развития;
- Высокие показатели качественной успеваемости обучающихся;
- Формирование системы личных культурных, нравственных, духовных ценностей, направленных на служение обществу.
Управление реализацией программы
Пути решения обозначенных проблем:
- выработка школами общей стратегии, тактики, функций в художественном воспитании детей;
- совместные семинары, конференции с общеобразовательными учреждениями, управлениями образования и культуры;
- поиск и создание универсальных программ, обеспечивающих специальную и общехудожественную подготовку;
Задачи управленческого характера:
- Создание условий для взращивания нового педагогического мышления через организацию педагогических мастерских, лабораторий, курсов повышения квалификации.
- Вовлечение большей части коллектива в проектирование концептуального пространства школы, создание условий для формирования коллектива субъектов мышления.
- Разработка системы мониторинга методики отслеживания результативности и динамики качества протекания процесса развития школы.
В связи с этим, подбор и формирование административного корпуса и педагогических кадров будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода.
Пути отслеживания качества учебно-воспитательного процесса
Успешность и эффективность обучения и образования детей, прежде всего, зависит от деятельности преподавательского состава, его перспективного видения проблем и параметров для отслеживания результатов. Однако до сих пор не выработана система объективной оценки учащихся, которая бы отражала качество педагогического труда в сфере искусства.
Без выработанных четких критериев создается почва для субъективизма, манипулирования общественным мнением, произвольной оценки труда педагога и деятельности образовательных учреждений.
Четкие критерии дают основание полагать следующее:
- наличие эталона, через который возможно сравнение качества подготовки учащихся, работы преподавателей, творческих коллективов;
- возможность разработки инструментария для диагностики;
- система объективного мониторинга как образовательного, так и воспитательного процессов.
Отслеживание качества учебно-воспитательного процесса необходимо вести по 4 направлениям:
- Мотивация, потребность детей в общении с искусством;
- Качество восприятия художественных произведений, понимание языка искусства, умение эстетически их оценивать;
- Уровень исполнительских, художественных навыков, диапазон освоенных художественных практик (деятельностей);
- Опыт творческой деятельности, его продуктивность, наличие творческой продукции детей.
Надо отметить, что два первых показателя относятся к базисным, универсальным, всеобщим и отражают обязательную норму, тот минимум (т.е. стандарт), который необходимо дать в школе. Уровень исполнительской практики и продуктивного творчества относителен и индивидуален, зависит от природных задатков, от мотивации и является производным от первых двух. Опыт восприятия, исполнительский и творческий должен быть сбалансирован и пронизывать все виды художественной деятельности.
Программа поэтапного решения обозначенных проблем по направлениям
Первый этап: 2014-2015 – формирование концепции и проектная деятельность
Основные направления ДШИ |
Цель и задачи |
Содержание деятельности |
Мониторинг, показатели и формы отслеживания |
Концептуальная политика ДШИ |
1.Определение стратегической идеи тактических задач, проект программы развития. 2. Вовлечение коллектива в проектирование концептуального пространства ДШИ, создание условий для формирования коллектива. 3.Формирование корпоративной культуры. 4.Повышение уровня методологических знаний. |
Анализ ситуации, выявление проблем: - включение всего коллектива в проектирование концепции школы, выявление проблем, кризисов; -Педагогический совет «Реальный и идеальный образ ближайшего будущего ДШИ» - проект программы развития, проектирование концепции; - ранжирование предложений педагогов школы. Создание банка информации индивидуальных предложений по реализации концепции. - Педсовет «Качество учебного процесса» |
Анализ работы М.О. -уровень и степень включенности педагогов в совместную деятельность; -актуальность предложений, важность для всего коллектива, обоснованность проблем; -степень детализации проектов, наличие разработки пошагового движения к цели; |
Проектная деятельность коллектива |
Формирование нового педагогического мышления через самоанализ, рефлексивную и проектную практику. Повышение качества образовательных услуг. Проектирование обобщенной модели выпускника |
-создание алгоритма написания рабочих программ; -создание обобщенной модели выпускника; -выработка единых критериев и требований на МО; |
-Соответствие концептуальным подходам ДШИ. -Наличие внутренних и внешних рецензий; -Классификация универсальных характеристик, проектов для выработки модели выпускника |
Кадровая политика |
Изучение ресурсов педагогического коллектива и выявление неформальных лидеров через уровень профессиональной компетенции. Активизация творческих сил преподавателей. |
Организация творческих групп по интересующим проблемам и интересам с целью выявления приоритетных потребностей. Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах. |
Наличие совместных методических разработок по учебным темам. |
Методическая работа |
Повышение профессионального мастерства, перестройка методической работы по индивидуальному графику. |
Изучение спроса педагогов: формирование заказа на практикумы и спец. курсы по выбору для педагогов ДШИ. Взаимодействие с учебными заведениями подобного типа с целью обмена опытом. Планирование проблемных семинаров. |
Широта кругозора, умение дать научное, методологическое и психологическое обоснование своим рабочим программам. Показатели качества курсовой подготовки: -внешние рецензии, мотивация к самообразованию, степень внедрения новых методик в собственную практику; -наличие индивидуальных планов повышения квалификации. |
Социальная деятельность обучающихся и педагогического коллектива |
Цель-осознание полезности и востребованности художественной деятельности для людей, усиление мотивации. Воспитание духовно-нравственных качеств субъектов учебного процесса. |
Создание фонда методических учебных пособий. Благотворительная помощь учреждениям социального назначения Просветительская, концертная деятельность. Социальное партнерство |
Разработка, публикация методических, учебных пособий для детей с ограниченными возможностями. Отзывы, награды, видео материалы, различная печатная продукция. |
Укрепление материально-технической базы |
Повышение качества услуг ДШИ. |
Использование добровольных пожертвований. Ранжирование проблем по степени значимости и первоочередности вложений материальных ресурсов в программу развития ДШИ. |
Отчет администрации об использовании ресурсов. |
Второй этап: 2016-2018 годы - внедрение в школу новых технологий и структурных изменений
Содержание деятельности |
Формы работы с педагогическим коллективом |
Механизм управления |
Формы отчета, отслеживания процесса |
Проектная деятельность |
Цель - рассмотреть возможности и целесообразность введения новых структурных модулей в пространство ДШИ: театр 1.Разработка проекта структуры разно уровневой полимодальной школы; 2.Внедрение в практику рабочих программ, апробация и коррекция; 3.Педагогическое исследование. Определение измерителей и способов диагностики: -рейтинга школы у родителей; -степени мотивации учащихся; -уровня сформированности художественного восприятия. |
Конкурсная основа, материальное стимулирование. Делегирование полномочий заведующим отделений. |
Выступления на городских, областных конференциях. Аналитические материалы по результатам апробации программ Статистический отчет. Анализ и обсуждение результатов на общем педсовете. |
Профессиональное мастерство (повышение квалификации) |
-практическое внедрение форм диагностики в практику; -пересмотр и планирование тем открытых уроков с точки зрения психологической, методической, художественной значимости; |
Организация семинаров, проблемных педсоветов |
Аналитические материалы: - разработка алгоритмов мастер-классов, открытых уроков, творческих мастерских; -презентация различных форм публичных выступлений. |
Социокультурная деятельность педагогического коллектива |
Перспективное и ситуативное планирование. Благотворительные и шефские концерты в ОУ, детских домах, перед ветеранами и пр. |
Видеоматериалы; Отзывы; Награды; Систематизация видео- и аудиоматериалов |
|
Укрепление материальной, технической и учебной базы |
Комплектование библиотеки новыми программами, учебниками. Пособиями; Обновление фонда инструментов, наглядных пособий и пр. |
Презентация новых поступлений Организация попечительского совета. |
Критерии на данном этапе:
- адресность сбора и предъявления материала;
- широта и разнообразие аргументов, представленных в материалах и их персонифицированность;
Третий этап: 2018-2019 год – заключительный, рефлексивный
Содержание деятельности |
Формы работы с педагогами |
Механизм управления |
Формы отслеживания результатов |
Проектная деятельность |
Освоение форм самоанализа, самоотчетов, профессиональных проектов. Определение новых проблем, разрывов, планирование нового витка развития, сбор предложений. Планирование проблемных семинаров педагогов разных отделений с показом методических наработок по решению поставленных задач |
Организация помощи молодым специалистам. Индивидуальное консультирование. Анализ проблем и планирование нового витка развития. |
Наличие печатной продукции, публикации, выступления наразличного уровня научно-практических конференциях, публикации в СМИ. |
Профессиональное мастерство |
Внедрение в практику методик определения уровня компетенции преподавателя. Диагностика педагогических кадров по совокупности достижений. |
Наличие научных руководителей. |
Перекрестное анкетирование детей, родителей, педагогов. Анализ материалов по документам педагогов (самоанализ, самоотчет) |
Социокультурная деятельность педагогического коллектива |
Изучение спроса социума на художественную продукцию учащихся ДШИ, поиск новых форм социокультурной деятельности и межкультурных контактов. |
||
Материально-техническое обеспечение |
Стабилизация системы финансирования |
укрепление связей с общественными организациями. |
Критерии успешности:
- умение представить свою деятельность в развитии;
- наличие у педагога навыка оценивания своей доли участия в совместной деятельности;
- наличие продукции за 5-7 лет.
Система контроля исполнения программы:
- Создание рабочей группы по организации промежуточного контроля за ходом реализации программы.
- Итоговые годовые отчеты о работе организации.
- Ежегодный анализ промежуточных результатов деятельности по программе.
Сроки и этапы реализации Программы развития
Задачи I этапа |
1. Изучение реальных условий и готовность коллектива преподавателей, обучающихся и родителей. |
Реализация Программы развития |
2. Подготовка учебно – методической базы. |
2014-2015 учебный год Сбор педагогической информации |
Создание информационно – аналитической системы: -сбор информации, определение цели и задач Программы; -проведение анализа полученной информации; -определение условий, при которых возможно достижение результатов; -разработка методического обеспечения |
Содержание деятельности педагогического коллектива |
1.Изучение профессиональной готовности преподавателей по данной Программе. Методы: собеседование, анкетирование на основе самоанализа и самооценки 2.Курсовая подготовка педагогических кадров. 3.Изучение опыта работы реализации аналогичных Программ |
Работа с родителями |
1.Выявление мнений родителей о качестве предоставляемых образовательных услуг. Методы: собеседование, анкетирование, родительские собрания. 2.Информирование родителей о состоянии учебно–воспитательного процесса, о разработке и внедрении данной Программы в образовательный процесс. 3.Пропаганда здорового образа жизни. |
Работа с обучающимися |
1.Анкетирование, собеседование с обучающимися по выявлению интересов и отношения к качеству образовательного процесса в ДШИ. 2.Выявление участия обучающихся в других творческих объединениях, кружках, секциях. 3. Пропаганда и обучение обучающихся навыкам здорового образа жизни. 4. Создание условий для профилактики заболеваний и оздоровление обучающихся |
Комплекс организационных мероприятий |
1.Изучение документов, на основе которых была разработана данная Программа: -Устав ДШИ -Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. -Положение Концепции художественного образования в Российской Федерации -Концепция модернизации Российского образования -Закон РФ «Об образовании» -Конституция РФ -Конвенция о правах ребёнка 2.Развитие материально – технической базы. 3.Обновление учебного плана. 4.Проведение контрольных точек, зачётов, академических концертов с обсуждением анализа качества успеваемости на заседаниях МО и педагогическом совете. |
Анализ регулирования выполнения Программы |
1.Анализ итогов работы первого этапа, оценка деятельности педагогического коллектива. Методы: методические советы, совещания при заместителе директора по учебной работе, административные заседания при директоре, педагогические советы. 2.Выявление проблем и пути их решения. |
II этап. Работа в условиях реализации Программы. 2015-2016 учебный год |
1.Создать условия для развития образовательной среды ДШИ: эстетический образ школы, техническое обеспечение, комфортный психологический микроклимат, активизация использования здоровье сберегающих технологий, профессиональное развитие педагогических кадров, связь с внешней средой. 2.Развитие программно – методического обеспечения с использованием современных дидактических средств. 3.Внедрение инновационных педагогических, музыкально – компьютерных технологий в образовательное пространство школы. 4.Анализ работы педагогического коллектива в соответствии с целью дальнейшего развития школы. |
Содержание деятельности педагогического коллектива |
1.Проведение круглых столов, методических советов, семинаров – практикумов, открытых уроков, педагогических чтений, педагогических советов с целью изучения педагогического опыта работы преподавателей. 2.Продолжение изучения передового педагогического опыта. 3.Проведение аттестации педагогических кадров 4.Обсуждение проблем реализации Программы на заседаниях методических объединений всех отделений ДШИ. |
Работа с родителями |
1.Проведение родительских собраний с целью анализа и выявления недостатков работы школы в условиях реализации Программы. 2.Привлечение родителей к совместной работе по решению вопросов, связанных с учебной, воспитательной, концертной, конкурсной деятельности ДШИ. 3. 3.Пропаганда здорового образа жизни. |
Работа с обучающимися |
1.Индивидуальная работа с группой выявленных одарённых детей. Создание условий работы по индивидуальным планам. 2.Осуществление профориентационной работы на музыкальные, художественные, хореографические отделения профильных ОУ. 3. Пропаганда и обучение обучающихся навыкам здорового образа жизни. 4. Создание условий для профилактики заболеваний и оздоровление воспитанников |
Комплекс организационных мероприятий |
1.Доработка учебных планов, составление модифицированных программ по новым видам учебной деятельности. 2.Оснащение кабинетов техническими средствами обучения. 3.Создание эстетической среды в школе. 4.Создание психологически комфортного микроклимата в педагогическом коллективе. |
Контроль хода выполнения Программы |
1.Систематическое подведение итогов работы методических объединений по проблемам выполнения Программы, совещания при директоре, завуче, на педагогическом совете. 2.Проведение тестов, итоговых контрольных работ, уроков, академических концертов, с целью выявления творческой активности обучающихся. 3.Разработка и апробация новых форм контроля знаний. |
Анализ и регулирование выполнения Программы |
1.Анализ итогов работы по выполнению плана реализации Программы, оценка деятельности педагогического коллектива и обучающихся. 2.Анализ итогов работы по второму этапу Программы. |
Задачи III этапа 2016 – 2017 учебный год |
1.Внедрение обновленных учебных планов, программ. 2.Пересмотреть содержание преподавания ряда профильных дисциплин. |
Содержание деятельности педагогического коллектива |
1.Внедрение новых программ. 2.Корректировка содержания обучения. 3.Совершенствование методической работы. 4.Обмен опытом педагогической работы: семинары, конференции, круглые столы, ярмарки педагогических идей. 5.Прохождение аттестации педагогическими работниками с целью присуждения им квалификационной категории. |
Работа с родителями |
1.Привлечение родителей для решения учебно-воспитательных задач. 2.Проведение родительских собраний. 3.Анкетирование родителей обучающихся для исследования проблем организации обучения. 4.Систематические творческие отчеты обучающихся и преподавателей перед родителями. 5.Пропаганда здорового образа жизни. |
Работа с обучающимися |
1.Создание творческих детских коллективов. 2.Систематическое выявление одаренных детей. 3.Создание условий творческого развития для всех обучающихся. 4.Пропаганда и обучение воспитанников навыкам здорового образа жизни. 5.Создание условий для профилактики заболеваний и оздоровление воспитанников |
Комплекс организационных мероприятий |
1.Проведение тематических педсоветов с целью проведения анализа выполнения этапов Программы развития. 2.Оснащение учебных кабинетов необходимыми техническими и учебными средствами обучения для реализации программных требований. 3.Дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства творческих коллективов преподавателей ДШИ. |
Контроль за ходом выполнения Программы |
1.Создание целостной системы внутри школьного контроля. 2.Подведение итогов работы. |
Анализ и регулирование выполнения Программы |
1.Анализ итогов работы и оценка деятельности педагогического коллектива, коллектива обучающихся и родителей. 2.Выявление основных проблем на перспективу и планирование путей их решения. |
IVэтап. 2017-2018 учебный год |
1.Создание авторских программ, методических пособий, разработок и т.д. 2.Сотрудничество с другими школами, работающими по разным направлениям художественно-эстетического образования. 3.Организация и проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей для развития творческого потенциала обучающихся. 4.Работа по подготовке к участию обучающихся и творческих коллективов ДШИ к конкурсам разных уровней (городских, районных, региональных и Всероссийских). |
Vэтап. 2018 – 2019 учебный год |
-контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности, ее коррекция -подведение результатов учебной работы по различным показателям (абсолютная и качественная успеваемость, количество поступающих в ВУЗы, профильные образовательные учреждения) -результативность участия обучающихся ДШИ конкурсах, олимпиадах, фестивалях разного уровня -определение эффективности использования инновационной педагогической деятельности в условиях модернизации образования
|