Торманова О. В. - Детский голос и особенности его развития

Печать

Введение

Одним из древнейших видов музыкального исполнительства является пение, призванное передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкальных произведений.

Вопросы и проблемы вокальной техники затрагивались уже в трудах Гиппократа и Платона. Так, еще 2500 лет назад Гиппократ написал, что «голос рождается в голове, то есть в черепных полостях», тем самым подчеркивая значение резонанса и резонаторов.

Один из первых, дошедших до нас сочинений по искусству пения, указаний по постановке голоса считается трактат араба Абу-аль-Хасана, изданный в Испании на рубеже 8-9 вв. В 13 веке был также известен трактат о пении ДжероламодиМоравиа.

В 16-18 вв. наиболее известными авторами вокально-педагогических сочинений были JI. Цаккони, Дж. Каччини, П.Ф. Този, Дж. Манчини.

Таким образом, на протяжении многих веков изучался голосовой аппарат человека и его возможности, совершенствовались школы, методы и принципы исполнения, однако все труды имели описательный характер. Но после изобретения ларингоскопа в 1855 году испанским педагогом М. Гарсиа и исследования дыхательных движений в пении (Дидей и Петрекен), методические установки и приемы обучения получили научное обоснование.

В России вокальное обучение строилось на ряде позиций, среди которых существенными для педагогов были обращение к мастерству драматической игры, простота и задушевность исполнения при совершенной вокальной технике, умение сочетать вокальное мастерство с эмоционально окрашенным живым словом.

Одной из традиций русской вокальной школы является исключительное внимание к процессу развития детского голоса. В настоящее время очень популярным стал детский вокал. Множество детей и взрослых пробуют свои силы в этом виде искусства. Педагоги в области вокала стали востребованы и необходимы. Детские центры и дома творчества, студии и кружки вокала в школах, средних и высших учебных заведениях, классы вокального исполнительства в детских школах искусств - все это благоприятное образовательное пространство для творческой деятельности педагогов, в которой они могут применить свои профессиональные знания и умения для развития детского певческого голоса. Необходимо отметить, что знание основ голосообразования, специфики развития детских голосов и владение приемами постановки детского голоса в условиях работы в классе вокала является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.

 Детский голос и особенности его развития

1. Механизмы голосообразования

Человеческий голос - это инструмент, требующий большого труда и максимального количества занятий для его развития. Однако, чтобы добиться достойных результатов в обучении детей пению, каждому педагогу по вокалу необходимо иметь сведения о его строении и понимать, как он работает.

Строение и функции голосового аппарата и механизмы голосообразования рассматривали ученые разных специальностей: логопеды, медики, физиологи, педагоги Ш.И. Жинкин, JI.P. Зиндер, А. Митринович- Моджеевска, Л.В. Нейман, О.В. Правдина, C.JT. Таптапова и др.

Прежде чем рассматривать основы певческого процесса, обратимся к анализу строения голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из трех составных частей: дыхательной системы (лёгкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки)гортани, артикуляционного аппарата. Проанализируем местоположение, форму, функции и действие этих важных для голосообразования органов подробнее.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. В спокойном состоянии она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами. Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом - надгортанником. При дыхании вход в гортань открыт. При глотаниисвободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Во время пения вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой опоры.

Рост гортани в процессе развития организма неравномерен. У мальчиков интенсивный рост происходит в первые три месяца рождения, а также на 8-от и 9-ом месяцах; у девочек - от 1-го до 7-го месяца рождения. Затем объем и форма гортани мало изменяются. От 3 до 14 лет (периода мутации) ее развитие происходит медленно, постепенно. В период мутации рост гортани становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере: у мальчиков увеличивается на 2/3, а у девочек - на 1/2 в год.

Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки, находящиеся один над другим. Верхние выступы называются ложными складками, а нижние - голосовыми. Ложные складки состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц. Железы ложных складок увлажняют голосовые складки, в которых желез нет, что особенно важно при певческом голосообразовании.

К 12 годам длина голосовых связок мальчиков равна 13-14 мм; в период мутации их длина увеличивается на 6-8 мм, а к 25 годам достигает 22- 25 мм. У девочек во время переходного возраста голосовые связки растут значительно медленнее, у взрослых женщин их длина достигает 18-20 мм.

Поскольку детская гортань вообще меньше, чем у взрослых, то и голосовые связки у детей имеют не только меньшую длину, но и ширину.

Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Внутри них находятся внешние и внутренние (вокальные) щито-черпаловые мышцы. Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка можетмногообразно изменять свою длину и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука.

Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (фонаторные мышцы). Наружные мышцы гортани соединяют ее с подъязычной костью и грудной. Они опускают и поднимают всю гортань, а также устанавливают ее в положение, необходимое для голосообразования. Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею.

Трахеяпредставляет собой трубку, состоящую из хрящевых колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены мышцами. Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи - бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен.

Бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, работают автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Это позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.

Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких - правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.

Грудная клетка впереди образована грудной костью, сзади - грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами. Остов грудной клетки оплетен мышцами. Одни участвуют во вдохе - вдыхатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы (выдыхательные) опускают ребра, осуществляют выдох.

Основание грудной клетки составляет диафрагма(грудобрюшная преграда) - мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость отбрюшной. Диафрагма имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха ее мышцы сокращаются, оба купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечнополосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно. Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и под складочное давление при образовании звуков и изменении их силы.

Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - называются надставной трубой. Ее верхняя часть - носовая полость, состоящая из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на две половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями носовая полость сообщается с носоглоткой. В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с пазухами носа. Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами, железами, и ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Под носовой полостью располагается ротовая полость (щеки, язык, губы). В толще губ находятся мышцы, которые образуют ротовое отверстие и меняют его форму. Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка - твердое нёбо, переходящее сзади в мягкое нёбо. Находящиеся в толще нёба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его. Твердое и мягкое нёбо с передними зубами составляют нёбный свод. Его строение влияет на качество певческого голоса. Сзади ротовая полость широким отверстием - зевом- открывается в средний отдел глотки. В процессе пения зев расширяется при поднятии мягкого неба и опускании языка.

Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Суживаясь книзу, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. Глоткаусловно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются скопления железистой ткани, которые образуют миндалины. Они выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, что отрицательно отражается на образовании певческого голоса. Стенки глотки образованы сильными мышцами, благодаря которым она может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства. Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

Но это не все. По сути, эти органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы - соответствующих нервных центров головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми вышеуказанными органами.

Слух является основным регулятором голоса. Связь между слухом и голосом двусторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.

Процесс голосообразования предполагает, что звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания. При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Начиная с середины XIX века в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования, стало возможным научное обоснование механизма голосообразования, и многие ученые пытались осветить этот вопрос.

К этому времени относится создание мио эластической теории фонации, основоположником которой считают Феррана. Согласно этой теории голосовые складки колеблются пассивно, в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемогоэнергетическим аппаратом; и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств, тканей голосовых складок.

Таким образом, основными факторами голосообразования являются: подсвязочное давление воздуха и тонус внутренних мышц гортани (действие массы и натяжения голосовой мышцы).

В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие: давление столба воздуха в трахее тем сильнее, чем большее сопротивление оказывают складки. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает воздушное давление на определенном уровне, необходимом для произнесения звука. Голосовые складки не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления; они своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны ЦНС. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга «принимает срочные меры», изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.

Следует заметить, что миоэластическая теория голосообразования получила широкое распространение. Ее идеи разделили большинство исследователей. И на сегодняшний день ее отражение можно найти в трудах Е.С. Алмазовой, Л.Б. Дмитриева, Н.И. Жинкина, С.Л. Таптаповой и др.

В середине XX века получила распространение нейрохронаксическая теория, которую обосновал французский ученый Р. Юссон, основываясь на результатах изучения физиологии голосообразования. Сторонники этой теории отводят более самостоятельную роль голосовым складкам.

Согласно нейрохронаксической теории голосовые складки не пассивно колеблются под действием потока воздуха, а периодически сокращаются ирасслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга по нижнегортанному нерву. Основываясь на экспериментальных данных, физиологи А.М. Егоров, О. Чишко и др., установили, что сокращение мышц голосовых складок - активный процесс, который нельзя рассматривать как результат серии обычных смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной струи. Колебательная функция голосовых связок обуславливается нервными влияниями и является феноменом центрального происхождения. Частота нервных импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному (возвратному) нерву, равна частоте колебаний голосовых складок, то есть в точности соответствует частоте основного тона голоса человека.

Таким образом, воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок (как объясняет мио эластическая теория), а материалом, из которого генерируется энергия - звук.

Теория Р. Юссона вызывала много споров и отрицалась многими учеными. Однако эта теория до сих пор существует в науке наряду с миоэластической. Например, ученые Л.Б. Дмитриев, Н.И. Жинкин, В.П. Морозов считают, что механизм образования голоса следует объяснять, исходя из положений обеих вышеописанных теорий.

Далее нам представляется необходимым рассмотреть взаимосвязь и взаимовлияние голоса и дыхания в процессе произношения.

Дыхание поддерживает звук, оно не совершенствуется на звуке и в этом нет противоречия, так как это взаимосовершенствующиеся процессы Без звука развить певческое дыхание невозможно, и наоборот.

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха.Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуя свободному выдоху. Воздух в под складочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается. Возникает под складочное (под связочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки. Так возникает звук — перерождение воздушной струи в звуковой поток, когда колебания голосовых связок передаются воздушной струе, выдыхаемой певцом, а он сам контролирует этот процесс с помощью уха и внимания. Именно такое объяснение механизма голосообразования дают J1.B.Нейман, О.В. Правдина, С.Л. Таптапова.

Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Интересен факт, что до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их вибрацию. В воздухоносных полостях, окружающих голосовые складки сверху и снизу, звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами. Различают верхние и грудные резонторы.

Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные пазухи (головные резонаторы). Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр. В результате головного резонирования голос обретает «полетность», собранность, «металл». Эти резонаторы являются индикаторами правильного голосообразования.

Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания. Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может привести к «качанию» звука и понижению интонации.

Из вышесказанного очевидно, что голосообразование теснейшим образом связано с дыханием. Поэтому необходимо подробнее остановиться на некоторых особенностях певческого дыхания, которые выделяются JI.B. Нейманом, О.В. Правдиной, C.J1. Таптаповой, Л.М. Телеляевой. Эти особенности связаны с тем, что певческое дыхание является фундаментом, основой голосообразования и формирования звуков, речи.

Считается, что хорошее пение - это мастерство выдоха, но чтобы искусно выдыхать, надо научиться «вдыхать».

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходя постепенно, струей через связки - горло заставит наш «голосовой инструмент» звучать. Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в упругий «пучок». Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное).

Ключичное дыхание очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, «вздергиваются» ключицы (это внешнеепроявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы «раскрывалась» грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.

Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание.

При диафрагмальном дыхании в легкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет ребер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости, и живот выпячивается вперед - следствие вдоха. Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперед.

Диафрагма является самой большой мышцей в организме, и нельзя переоценить ее значение в вокальной работе. Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений.

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отделпозвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.

Самая сложная задача певческого дыхания - контролируемый и регулируемый выдох, что обеспечивается владением диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки.

Пение - это мастерство выдоха, но для начала надо научиться, не сбрасывать сразу все дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровныйзвук. Поэтому при пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора), именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим выдохом.

Мышцы, участвующие в дыхании, работают по принципу мышц- антагонистов (мышцы вдыхатели по окончании вдоха остаются напряженными, а выдыхатели действуют в противоположном направлении). Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудная клетка, не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой на диафрагму и использованием грудного резонатора, груди.

Таким образом, процесс дыхания становится произвольным. Происходит задержка воздуха, а затем постепенный управляемый выдох.

Дыхание у начинающих певцов бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание - это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором.

Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято различать верхнее, среднее и нижнереберное дыхание. Наиболее целесообразным для певческой речи является нижнереберный тип дыхания, поскольку активное участие диафрагмы создает самые благоприятные условия для работы голосового аппарата.

При твердой атаке голосовые связки смыкаются до начала звука, затем осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При этом в самом начале звучания ясно слышится призвук.

При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают. Наиболее употребительной и физиологически обоснованной исследователи считают мягкую атаку. Этот способ голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания голоса.Во время  придыхательной атаки  сначала идет легкий вздох, затем смыкаются и начинают колебаться связки. В начале звучания при этом способе голосоподачи слышен шум.

Обобщая данные изученной литературы по физиологическим основам певческого процесса, можно сделать вывод, что механизм голосообразования весьма сложен. Каждая часть голосового аппарата играет в нем особую роль. Гортань с голосовыми связками является источником звука. Дыхательный аппарат «поставляет» воздух, струя которого приводит в движение голосовые складки. Надставная часть выполняет резонаторную функцию. В данной части голосового аппарата основной звук формируется, приобретая силу и тембр. Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук, а идущая струя воздуха встречает здесь определенные препятствия, вследствие чего образуются гласные и согласные звуки.

Таким образом, для полноценного голосообразования важна взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата, четко отрегулированная корой головного мозга. В результате кропотливой работы над построением своего «музыкального инструмента», над сложной координацией многочисленных мышечных и психических процессов при звукообразовании умный, терпеливый, талантливый музыкант бывает вознагражден успехами, дающими радость и ему, и слушателям.

2. Возрастные особенности развития детского голоса

Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, связанные с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребенка.

Для правильного обучения детей пению, для последовательного воспитания их голоса в процессе роста организма нужно знать специфику развития их певческого аппарата, которое происходит по определенным законам. Поэтому, рассмотрев в предыдущем параграфе дипломной работыфизиологические основы голосообразования, перейдем непосредственно к выявлению возрастных особенностей развития детского голоса.

Педагогу необходимо иметь в виду, что голосообразующие органы детей не одинаковы в различные периоды их роста. Например, уровень расположения гортани при пении у каждого певца свой и определяется типом голоса, а ее размер зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека.

Вследствие специфичности голосового аппарата (короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких и т.д.) детский голос отличается от голоса взрослого. Ему свойственны «высокое» (головное) звучание, меньший диапазон, характерная мягкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков). Детские голоса звучат нежно и не отличаются силой, насыщенностью тембра. Высокий детский голос - сопрано (у девочек) и дискант (у мальчиков) - диапазон от до первой октавы до ля второй. Низкий детский голос - альт, его диапазон от соль, ля малой октавы доми-бемоль - ми второй октавы.

Считается, что существенной разницы между звучанием голосов мальчиков и девочек не существует. Однако мальчики имеют специфическую тембровую окраску по сравнению с девочками того же возраста. Мальчиковые голоса обладают характерными признаками: прозрачностью, легкостью, светлостью и нежностью звука. Также им свойственна серебристость и «звончатость». Диапазон дисканта принято считать от до первой октавы до соль второй октавы. Альт отличается металлическим, густым звуком, бывает то чрезвычайно нежным, то сильным.Диапазон альта - от соль малой октавы до фа второй. Расширение указанных объемов многими вокалистами не рекомендуется, так как высокие ноты будут звучать напряженно, а низкие - слабо.

Как и в голосах взрослых, в детском голосе есть регистры грудной, головной (границы между ними легко заметны) и микст. Пение исключительно грудным звуком (что нередко наблюдается у мальчиков) несвойственно природе детского голоса и ведет к его порче. Также губительно для голоса форсированное пение.

Детский голос проходит несколько стадий своего развития: 7-9 лет - младший домутационный возраст; 10-13 лет - старший домутационный возраст; 13-15 лет - мутация; 16-18 лет - послемутационный период, становление голоса взрослого человека.

Младший домутационный возраст - I стадия от самого младшего возраста до 10 лет) - голоса данной возрастной группы отличаются исключительно фальцетным (головным звучанием), чисто детским звучанием, небольшим диапазоном - максимум октава (до первой октавы - до второй или ре первой октавы - ре второй).

Рост ребенка этого возраста идет непрерывно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, мягкий, про него говорят: «головное звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.

Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8-летнего ребенка небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.

Последние исследования показали, что голосовой аппарат детей младшего возраста может работать как в фальцетном режиме (краевое колебание голосовых связок), так и в грудном (полное их колебание).Однако с позиций охраны голоса целесообразнее использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое, серебристое, преимущественно головное звучание. Чтобы поддержать у ребенка это естественное звучание, надо поддерживать эту фальцетность. Ребенок, пользуясь своим голосовым аппаратом, не заставляет работать полностью голосовую мышцу; она работает только частично. Тогда напряжения голоса у ребенка не происходит. Но когда дети поют и кричат, то они заставляют голосовую мышцу колебаться полностью, напрягают ее, и от этого страдает весь голосовой аппарат.

При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Начиная с 7-8 лет, идет постепенное обособление и развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11- 12 годам. Ее строение постепенно усложняется, и в дальнейшем к 12-13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»). В этом возрасте индивидуальные тембры у детей почти не проявляются. Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Иногда врач-фониатр устанавливает у них эти перемены в 10-11 лет. Обычно так бывает у естественно развивающихся альтов, свободно, звонко поющих. Ни о каких настоящих альтах, разумеется, не может быть и речи, хотя у некоторых мальчиков проявляется грудное звучание.

Безусловно, особенности строения голосового аппарата учащихся начальных классов ограничивают их исполнительские возможности. Детскиелегкие малы по своей емкости, отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса. Для них отбирается специальный репертуар: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном. Если разучиваемая песня написана в удобной тесситуре, голос ребенка звучит естественно, петь такую песню ему легко и приятно.

Одной из особенностей, характерной для данного возраста является то, что многие дети не чувствуют разницы между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук.

Однако, если занятия пением хорошо организованы и певческое воспитание идет правильно, то в 9-10 лет голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Благодаря плавному развитию голосов в этом возрасте педагог может постепенно усложнять и разнообразить вокальные упражнения и песенный репертуар.

Старший домутационный возраст - II стадия развития (от 10-11 до 13 лет). В 10-11 лет голосовая мышца у детей с более низким голосом уже частично оформляется. При пении у них колеблются не только края, но и средняя часть голосовых складок (в которых и развивается голосовая мышца) Дыхание становится глубже, звучание делается полнее, его уже можно охарактеризовать как смешанное («микстовое»), а не только как головное.

Вокальные голоса детей 11-13 лет отличаются некой насыщенностью звучания; отмечается индивидуальный тембр. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон несколько расширяется: диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы - фа, соль второй октавы; низких голосов (альтов): ля малой октавы - ре, ми-бемоль второй октавы. Также хочется отметить, что детей 10-12 лет отличает огромная энергия, желание все знать, всему научиться. В вокальной практике этотвозраст знаменателен тем, что с расширением диапазонных и исполнительских возможностей расширяется и репертуар. В это же время педагоги отмечают, что у детей развиваются более сложные компоненты музыкальной грамотности (например, гармонический слух).

Появившееся у некоторых учащихся более плотное смыкание, более сложное колебание голосовых связок хотя и увеличивает тембровые возможности учащихся, но, в то же время, ограничивает их в силе голоса. Злоупотребление детьми громким пением вызывает постоянное перенапряжение у них той части голосовых связок (серединной), которая к этому времени более развита. На этом участке обычно появляются утолщения, неровности краев, а затем и «певческие узелки» (мозоли). Но при правильном режиме пения голосовой аппарат за этот возрастной период успевает больше окрепнуть и «расцвет» голоса у некоторых учащихся длится до 13-14 лет. Кроме того, и сам период мутации при таком режиме проходит более гладко.

Для этого возрастного периода характерно появление признаков, указывающих на происходящие физиологические изменения в их организме. Подростки начинают терять пропорциональность, некоторые из них становятся слишком высоки ростом, узки в плечах, угловаты в движениях. Внешняя диспропорция указывает и на внутреннюю неравномерность развития. В частности, рост голосового аппарата перестает быть плавным. Голос учащихся теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Можно заметить и перемену в его объеме: некоторые воспитанники, певшие свободно и на всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо. Изменения в голосе появляются как у мальчиков, так и у девочек, но у мальчиков развитие идет более интенсивно и неравномерно. При еще чисто детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу иногда сипловатый оттенок.

Это признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Нередко можно встретить и более раннее появление пред мутационных изменений, связанных с ранним половым развитием. Каждому педагогу важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

У девочек в старший предмутационный период перед наступлением менструации наблюдаются частые головокружения, головные боли, случаются иногда и обморочные состояния, появляются вялость, раздражительность, бывает затруднено дыхание. Все эти изменения, происходящие в результате серьезных перестроек организма и его нервной системы, могут отрицательно повлиять на певческий голос, который требует теперь особенного внимания и специального режима.

3 стадия развития голоса (голоса подростков от 13 до 15-16 лет) - идет быстрое и неравномерное развитие всего организма, и в частности голос образующих органов, это период мутации.

У девочек в этом возрасте заканчивается формирование голоса, активнее включаются в работу их грудные резонаторы, ярче выявляются тембры. Сформировавшиеся элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, звучание микстовое (смешанное). Диапазон расширяется до 1,5-2 октав: сопрано - отдо первой октавы до соль второй октавы; альтов - от ля малой октавы до ре второй октавы.

Многие физиологи, психологи и педагоги отмечают, что девочки 14-16 лет бурно развиваются физически и эмоционально. Поэтому в этот период важно предостеречь их от форсирования звука, перенапряжения голосовогоаппарата. Возросшую активность и эмоциональность старших подростков нужно использовать для более тщательной и тонкой работы над разучиваемым произведением.

Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. Чаще всего в возрасте 12—14 лет и старше мальчики начинают мутировать. У некоторых из них признаки мутации начинаются уже в 5 классе, но с особенной интенсивностью она протекает в 7-8 классах и длится до 16-17 лет (иногда дольше). Сроки наступления мутации зависят от многих обстоятельств: от общего физического и психического развития, певческого режима до мутации, среды, в которой взращивается мальчик и т.д.

Период скрытой мутации зачастую наступает при внезапном росте мальчика. Начинается первая диспропорция в развитии тела (чрезмерное удлинение конечностей и т. д.). В поведении мальчика (в зависимости от характера) появляются резкие изменения: либо излишняя нервозность, легкая возбудимость, либо задумчивость, замкнутость.

В период перехода мальчика к взрослому состоянию прослеживается интенсификация процессов развития отдельных частей организма и резкое, внезапное изменение в развитии голоса: наступает мутация. Разговорная речь в начале периода остается еще чисто детской, позже появляется некоторая тусклость в голосе, кажется, что мальчик немного осип или начал глубже фонировать. В период мутации у мальчиков голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижаясь, переходит в малую октаву. У них стремительно растет гортань: за сравнительно короткий срок гортань мальчиков увеличивается в 2-2,5 раза, истинные и ложные голосовые связки становятся длиннее и толще. Относительно быстрый рост комплекса хрящей гортани, изменение соотношений величины резонаторов и гортани приводит к тому, что мальчик в период мутации не может пользоваться своим голосом в привычной для него манере. При пении в голосе временами появляется сипота, иногда кашель без признаков простуды, возникают затруднения при пении высоких нот.

Рост гортани часто идет настолько неравномерно и болезненно, что приходится временно прекращать занятия. Формирование звука в этот период часто затруднено из-за воспаления и набухания слизистой оболочки, покрывающей связки. Мальчик должен как бы заново учиться петь.Дисканты теряют свои верхние ноты; у альтов тоже усекаются верхние ноты, крепнут низы. Появляются и первые низкие грудные ноты, но сохраняется и легкое детское звучание в объеме прежнего голоса. Таким образом, у мальчиков в этот период объем голоса иногда достигает трех - трех с половиной октав. Многие педагоги-вокалисты не рекомендуют мальчикам в этот период петь.Известный педагог В.В. Емельянов опровергает это бытующее мнение. С его точки зрения «традиционно рекомендуемое молчание во время мутации принципиально нереализуемо. Если молчать - то молчать совсем! Не говорить и не кричать. Подумайте, выполнимо это требование по отношению к подростку? Да петь он не будет, т. е. не будет заниматься осознанной и контролируемой деятельностью. Но зато будет постоянно нагружать свой голосовой аппарат в речевом режиме, мало того, весьма вероятна нагрузка певческая (авторская песня, эстрада, рок) далеко не в оптимальном режиме». Действительно, как отмечают вокалисты, мальчики, систематически и правильно певшие в детские годы, менее болезненно переживают мутацию и лишь с некоторым ограничением участвуют в хоровом пении в 7-8 классах, постепенно переходя к юношескому звучанию (в малой октаве), и, наоборот, у тех, кто не имел певческой подготовки, этот период проходит острее.

Отдельные мальчики в своем певческом развитии минуют этот период, либо он бывает у них настолько коротким, что педагог и сам мальчик не успевают его заметить.

Таким образом, говоря о необходимости осторожного обращения с голосом в мутационном периоде, надо, в сущности, иметь в виду, главным образом, мальчиков, для которых при мутации, а в особенности в остром егопериоде (этот период при внимательном наблюдении нетрудно проследить), пение очень вредно и разрушает голос.

Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает довольно редко. Если же мутация у мальчиков проходит спокойно, то пения можно и не прекращать. Регулярные занятия и соблюдение певческого режима облегчают прохождение мутации. Девочки, у которых уже появилась менструация, должны каждый раз прекращать пение в первые ее 3-4 дня. Этот режим надо строго выполнять.В отношении девочек переходного возраста также необходимы профилактические меры, но по иной причине, а именно потому, что у них как раз в это время пробуждается неудержимая потребность к пению. Не испытывая обычно каких-либо заметных затруднений при пении, девочки переходного возраста много поют, совершенно не считаясь с трудностью исполняемых произведений и их характером, ни с тесситурой и т.д. Чтобы преодолеть встречающиеся трудности и достигнуть необходимой звучности голоса, они, не зная и не учитывая естественных возможностей своего еще недостаточно окрепшего голосового аппарата (все же переживающего в мутационном периоде кое-какие, хотя бы слабо выраженные, патологические изменения), перегружают голос, тем самым, приобретая ряд вредных навыков, крайне отрицательно отражающихся на качестве голоса, во многих случаях и окончательно его губящих.

В психологическом отношении возраст 13-15 лет характеризуется прежде всего, как само утверждающий себя. Активная перестройка организма, его созревание, взросление и в то же время частое неумение подростка постоять за себя, неуверенность в себе (отсюда иногда излишняя активность как защитная реакция) - все эти специфические особенности данного возрастного интервала должны быть учтены педагогом.

Послемутационный период (16-18 лет) - на этой стадии у молодых певцов нет еще взрослого голоса. Наступает послемутационный этап, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, рост ее, как будто бы,закончен, но все же наблюдаются остаточные явления мутации, продолжает еще развиваться дыхательный аппарат. Объективными данными установлено, что мышечная сила в этом возрасте только начинает приближаться к силе взрослого. Приходится постоянно помнить и о том, что все органы связаны между собой, но развиваются они неодинаково. Так, если гортань у юноши или девушки оформилась и ее рост окончен, то рост других органов (грудной клетки, мышц дыхательного аппарата) может еще продолжается. Несоответствие в развитии органов, остаточные явления мутации (или запоздавшая мутация) не позволяют точно определить характер будущего голоса, он все еще меняется, иногда остается «двойным». Очень важно, поэтому уменьшить вокальную нагрузку учащихся подросткового возраста, умело использовать в работе с ними специально подобранный репертуар, учитывая, что голос можно считать вполне сформировавшимся лишь тогда, когда сформирован весь организм.

После мутации наступает новый период певческого развития. С 15 до 17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Появляются элементы будущего взрослого звучания, постепенно формируются индивидуальные тембровые качества. Этот период довольно длительный, и окончательное формирование голоса происходит лишь к 20 годам (иногда и позже).Временно снизившаяся в период мутации верхняя певческая форманта расширяется в своей зоне, развивается и укрепляется диапазон, устойчиво-равномерным делается смешанное дыхание. Исчезают болезненные явления, связанные с мутацией, появляются большие возможности использования грудного резонатора. В период полового созревания у мальчиков голос понижается на октаву и приобретает мужскую окраску. Гортань у мальчиков вытягивается вперед более чем в полтора раза, образуя кадык. Это резко изменяет высоту и певческие качества их голоса. У юношей формируется тембр будущего взрослого голоса - тенора или баритона. Темброво оформившиеся голоса разделяются на высокие - дисканты (диапазон до первой октавы - соль второй октавы) и низкие - альты (ля малой октавы - ре,ми второй октавы). В этот период рабочий диапазон юношеских голосов: до малой октавы - до первой октавы.Педагогу следует внимательно отнестись к развитию диапазона девушек в период 16-18 лет. Гортань у девочек в это время растет пропорционально во все стороны, певческие свойства сохраняются после мутации. Вначале диапазон несколько уменьшается (примерно на терцию), в этот период его границы: си малой октавы –фа -соль второй октавы. Затем полный диапазон расширяется, но делается временами неустойчивым: сопрано - вверх до ля, си-бемоль второй октавы, альты - вниз до соль малой октавы.

Между тем, появившиеся голосовые возможности увлекают молодых людей, они, стремясь максимально использовать свои появившиеся новые голосовые возможности, злоупотребляют силой голоса и диапазоном. Ведь голос можно считать сформировавшимся лишь тогда, когда сформирован весь организм. В результате учащиеся нередко переходят границы допустимого: они не только много поют, но исполняют непосильный репертуар и тем самым портят свой голос. Поэтому важной задачей учителя является воспитание у старшеклассников сознательного отношения к развитию собственного голоса.Таким образом, знание возрастных свойств певческого голоса и индивидуальных особенностей детей, поможет становлению и развитию вокальных умений и навыков учащихся.

3.Психолого-педагогические исследования в области певческого развития детей

Одним из важнейших направлений современных исследований по проблемам вокально-хорового воспитания и развития музыкального слуха детей, подростков и молодежи является направление, связанное с развитием слуха. Так, врачом Е.С. Алмазовой было доказано, что слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, поэтому именно слуху, прежде всего, должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди.

Наблюдения Е.С. Алмазовойсвязаны с возрастным развитием детского и подросткового голоса. По ее утверждению, рост голосового аппарата в домутационный период у учащихся от 7 до 13 лет идет медленно, но к 10 годам уже частично оформляются собственно вокальные мышцы.  Мальчики-альты при голосообразовании пользуются не только краевыми колебаниями связок, а и всей их толщиной, к их фальцетному регистру присоединяется микстовый. Вследствие увеличения амплитуды колебаний связок увеличивается сила голоса. Также было выявлено, что если у 7-летнего ребенка певческое дыхание не отличается от жизненного, то к 10 годам оно значительно углубляется, приобретается навык. Интересен и тот факт, что жизненная емкость дыхания у мальчиков и девочек одинаковая.

Значение слуха для пения особенно наглядно выявилось при изучении ученым плохой интонации у первоклассников. Как оказалось, большинство плохо интонирующих страдают тем или другим дефектом органа слуха. Многие инфекции, по заявлению Е.С. Алмазовой, дают осложнения на ухо, вызывая понижение слуха; а для музыканта и певца острота слуха совершенно необходима.

Интересны для нашей работы исследования профессора Э.К. Сийрде из Тартуского университета, который на основе пневмографических исследований выделил два типа дыхания: спокойный и одышечный.

Характерный признак спокойного дыхания - неглубокий вдох и довольно продолжительный и ровный выдох. При одышечном типе дыхания вдох носит прерывистый характер, а выдох сопровождается неравномерностью, иногда судорожным замедлением. Очень важно, отмечает Э. Сийрде, избегать формирования одышечного типа дыхания, не способствующего правильному звукообразованию. Для этого педагоги должны советовать ученикам не делать перед фонацией глубокий вдох.

Действительно, глубокое вдыхание способствует возникновению одышечного типа дыхания, форсированию и чрезмерному напряжению мышц, нужных при фонации. Вот почему следует рекомендовать учащимся производить в процессе пения как можно более продолжительный и медленный выдох, что уже само по себе регулирует глубину вдоха.

Известный физиолог и фониатр В.П. Морозов обратил внимание на проблему певческой дикции. Ученый предложил использовать явление дикции как своеобразный прием диагностики типа голоса, считая весьма вероятным, что определение области расположения максимума дикции, а также «провала» дикции на переходных тонах может быть использовано как вспомогательный тест в сомнительных случаях при определении типа голоса.

Говоря об изменениях в дикции в зависимости от тесситуры произведения, В.П. Морозов подчеркнул, что особенно сильное ухудшение дикции при приближении к верхним звукам диапазона наблюдается у женских, а также у детских голосов: оно начинается примерно около до второй октавы, а при подходе к верхнему до третьей октавы слоговая дикция стремится к нулю. Практически это означает; что ни одного слога, пропетого на этих нотах, слушатели не могут записать без ошибок. Если в средних частях диапазона дефекты дикции связаны в основном с нечетким произношением согласных («м» воспринимается как «н», и наоборот; «ц» - как «с» или «т», «ф» - как «х» и т.д.), то в верхней части диапазона нарушается даже правильная артикуляция гласных.

Важным для нашего исследования явился ряд требований, выдвинутый доктором медицинских наук В.Г. Ермолаевым в адрес композиторов. Их соблюдение, с точки зрения ученого, должно положительно сказаться на развитии певческих голосов детей. Во-первых, следует создавать детские вокальные произведения в такой тесситуре, чтобы при исполнении можно было обходиться без использования крайних нот диапазона, присущего данному возрасту, и, во-вторых, учитывая медленный рост легких у детей, все произведения можно сочинять на коротких певческих фразах, не злоупотребляя громкостью при динамических изменениях в пении.

Интересны и результаты научных изысканий зависимости между уровнем состояния голоса певца и его хоровым стажем (С.Р. Йыкс). Для того чтобы выяснить зависимость состояния голосового аппарата певца от его вокального стажа, данный исследователь сравнивал вокальные данные певцов со стажем до пяти лет с данными, полученными от певцов со стажем пять лет и более. Им было обнаружено, что длительное пение не принесло ухудшения состоянию гортани. Наоборот, у певцов с вокальным стажем меньше пяти лет случаев патологии гортани больше, чем у поющих длительное время. Объяснить это обстоятельство можно, по утверждению С.Р. Йыкса, двояко. Молодые участники хоровых коллективов вначале не имеют достаточного опыта, чтобы избегать перенапряжения своего голосового аппарата. Поэтому они нерационально пользуются своим голосом, прибегают к форсированному пению, способствуя этим возникновению разных расстройств своего аппарата.

Как проявление деятельности психонервной и эндокринной систем, которые в каждом возрастном периоде имеют у обучающегося свои характерные черты, рассматривает вокальный процесс у детей доцент В.И. Петров из фонетической лаборатории при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Как установил исследователь, становление детского голоса в речи и пении происходит по законам образования условных связей, то есть по принципу условного рефлекса, как анализатор но синтетический акт, возникающий в коре головного мозга.

Вот почему основным фактором в вокальном обучении и воспитании детей должна стать охрана голоса, т. е. поддержка в нем тех вокальных качеств, которые присущи тому или другому возрасту. Для этого не надо стремиться к преждевременному развитию вокальных данных. Мы согласны с утверждением В.П. Петрова того, что надо сохранить естественное детское звучание вокально здоровых детей и вернуть его тем детям, у которых обнаруживаются те или другие отклонения. Следовательно, для укрепления и оздоровления детского голосового аппарата необходимо проводить массовые исследования вокальных данных и состояния органов дыхания и голосообразования, учащихся младшего и среднего возраста.

В продолжение данных размышлений приведем компетентное мнение врача - фониатора Е. Седлачковой о том, что перенапряжение голоса не единственная причина его расстройства. Расстройство детского певческого голоса поддерживается некоторыми предрасполагающими факторами: катаральными воспалениями дыхательных путей, воспалениями нёбных и глоточной миндалин, аллергией и, наконец, детскими инфекционными болезнями. Важным предрасполагающим фактором расстройств детского голоса она считает недостаток музыкального слуха. Этот недостаток особенно заметен при стробоскопии голоса (проверке на специальном аппарате - стробоскопе) и при последовательном обследовании голосовых функций, а потому она начала подробно и систематически исследовать слуховое восприятие как дифференциацию музыкальных элементов.

Известный педагог, психолог А.В. Запорожец обнаружил, что существует прямая связь между фонетическими особенностями языка и развитием музыкальности детей. Так, одна из причин, обусловливающая низкое развитие звуковысотного слуха у части детей, по мнению А.В. Запорожца, заключается в объективных условиях их жизни, и в частности в особенностях усваиваемого ими языка.

Психолог А.Н. Леонтьев выдвинул интересное предположение, согласно которому у детей, овладевающих тембральными языками (к их числу относится и русский язык), быстрое развитие тембрального слуха может тормозить формирование звук высотного слуха. Если в дальнейшем с такими детьми не проводится специальное обучение, они остаются тонально глухими, не развитыми в музыкальном отношении.

Косвенным доказательством этому являются опыты, проведенные с вьетнамскими студентами, говорящими, как известно, на тональном языке. Обнаружилось, что среди такого рода испытуемых нет людей с неразвитым звуковысотным слухом, нет ни одного случая тональной глухоты.

Аналогичные данные приводит и профессор Н. Тейлер. Он указывает, что тональная глухота при отсутствии органических дефектов, представляя собой обычное явление в Англии и Америке, практически неизвестна среди африканских племен, в языке которых в качестве смыслоразличительного признака используется интонирование гласных.

Приведенные факты убедительно свидетельствуют о той детерминирующей роли, которую играют социальные условия жизни и воспитания в становлении музыкального слуха.

Вот почему для формирования музыкального слуха, развития певческого голоса решающее значение имеет музыкальная среда, которая окружает ребенка. Без музыкального окружения, без музыкальных воздействий звуковысотный слух не может развиваться так же, как не может развиваться фонематический слух у ребенка, растущего в безъязычной среде, в среде глухонемых.

На причины неточного пения обратил внимание художественный руководитель детского хора пражского радио Б. Кулинский. По его утверждению, причины неточной интонации многообразны; одна из них - преобладание восприятия музыки в ущерб практическому пению, которое отходит на второй план. Действительно, такой певческой пассивности у насбольше чем достаточно (например, при слушании плееров, теле и радиопередач иногда в течение целого дня).

Таким образом, ребенку нередко недостает практической функции музыкального образования — пения. Музыкально-слуховая чувствительность в связи с этим заметно понизилась, и если педагог хочет добиться от учеников приемлемой степени музыкальной чувствительности, то это потребует от него сегодня значительных усилий.

Отсутствие музыкального слуха у индивида Б. Кулинский остроумно назвал «немузыкальным слухом». По его мнению, с которым мы полностью согласны, педагоги образовательных учреждений разных типов и уровней должны предоставить учащимся с плохо развитым музыкальным слухом возможность сравнивать свое собственное пение с пением лучших учеников. Дифференциация слуховых восприятий и правильное методическое руководство приносят пользу не только этим плохо слышащим, но также и остальным ученикам со средним и даже хорошим музыкальным слухом.

Развитие певческого голоса, по мнению учителя В.В. Каменского, представляет собой сложный, длительный процесс, постоянно вступающий на своем пути в конфликт с уже сформировавшимися и продолжающими закрепляться натуральными условными рефлексами речевой функции. Поэтому от педагога-музыканта требуется много выдержки и терпения, особенно на начальном этапе вокального обучения, чтобы не поддаться соблазну случайных, кажущихся успехов, которые, в конечном счете, ведут к усилению противоречий между механизмами речи и пения. Опасность таких соблазнов обычно возникает в том случае, когда педагог работает не над движением в целом, а над компонентами, его составляющими (дикцией, дыханием, голосообразованием) в отдельности.

Размышляя о детском певческом дыхании, В.В. Каменский заявляет, что всевозможные разговоры о том или ином типе дыхания в детском пении (и тем более в пении детей младшего возраста) лишены объективных оснований. «Единственным дыханием в их пении остается свободноежизненное дыхание, в котором органично принимают участие весь мышечный и эластиновый аппараты - поперечнополосатая мускулатура живота, межреберная мускулатура, диафрагма и эластиновая ткань, так же как и гладкая мускулатура бронхов и трахеи. Разница заключается лишь в том, что вторая фаза дыхания (выдох) удлиняется за счет первой. Но плавный, равномерный выдох жизненного дыхания нарушается наслоениями вторичного порядка речевых модуляций диафрагмы». Следовательно, как подчеркнул В.В. Каменский, задача вокальной педагогики и заключается в том, чтобы освободить безусловный рефлекс жизненного дыхания от речевых наслоений.

Можно выделить ряд рекомендаций, изложенных Д.Л. Локшиным, выполнение которых поможет педагогу-вокалисту активно и плодотворно привлекать учащихся к пению в период смены голоса (мутации):

Данные рекомендации мы активно использовали в своей практической работе с детьми и подростками.

Таким образом,  для продуктивной работы по преодолению целого ряда вокальных и психологических проблем, связанных с развитием детского певческого голоса,  необходимо использовать опыт и рекомендации известных педагогов-вокалистов, изучив соответствующие педагогические методы,что позволит постепенно и стабильно  развить навыки учащихся.

 Список использованной литературы

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Метод. пособие для учителей нач. школы / Ю.Б. Алиев. - М., 1978.
  2. Алмазова Е.С. К вопросу о нарушении голоса. - //Очерки по патологии речи и голоса/под ред. Ляпидевского С. С. Вып. 1. - М., 1960.
  3. Андрианова Н.З. Особенности преподавания эстрадного пения / Н.З. Андрианова. - М., 1999. - 168 с.
  4. Багадуров В.А., Беркман Т.Л., Дышлевская В.А., Локшин Д.Л., Румер М.А. Воспитание восприятия музыки / В.А. Багадуров и др. - М., 1999.
  5. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. // Внешкольник №1. - М.,1996. - С.2-5.
  6. Венгрус Л.А. Постановка голоса - путь к здоровью /И.A. Венгрус. - // Региональные проблемы профилактической медицины. - Новгород, 1999. - 512 с.
  7. Вербов А. Техника постановки голоса /Вербов А. - М.: Музгиз, 1962.-110 с.
  8. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса /М.И. Глинка М.И. - Полн. собр. соч. Т. 1 /Подгот. Н.Н. Заторный. - Л.,1963. - 283 с.
  9. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей /В.А. Горский. - //Внешкольник, №1. - 1996.-с.6-12.
  10. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов /Л.Б. Дмитриев. - М.: Музгиз, 1962.-188 с.
  11. Дмитриев Л.Б., Телеляева, Л.М., Таптапова, С.Л., Ермакова, И.И. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев и др. - М., «Медицина», 1990.