Суворов С.Н. - Некоторые вопросы методики обучения игры на бас-гитаре младших классов

В ряду разнообразных музыкальных инструментов, применяемых в различных стилях и направлениях эстрадно-джазовой музыки, бас-гитара является, одним из наиболее широко распространенных. Определенный характер звучания и универсальные возможности (для аккомпанемента и для солирования), расширенные средствами электронно-усилительной техники (регулировка громкости, тембра, диапазона звучания), сделали бас-гитару инструментом широкого профиля. Бас-гитара применяется не только во всех формах и жанрах эстрадно-джазовой музыки, но и в симфонической музыке (например, Джон Патитуччи играет соло на бас-гитаре в сопровождении камерно-симфонического оркестра), и уже не редкость когда бас-гитара звучит в оркестрах оперных театров, в оркестрах народных инструментов и в духовых оркестрах.

  До недавнего времени типовые учебные программы рекомендовали приступать к освоению приёмов игры на бас-гитаре учащимися возраст которых составляет не менее 11-13 лет, при сроке обучения в ДШИ и ДМШ 5(6) лет. Но теперь федеральные государственные требования (ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» по виду инструмента бас-гитара устанавливают следующие возрастные рамки и сроки обучения для детей, поступающих в первый класс:

  • с шести лет шести месяцев до девяти лет, срок обучения составляет 8(9) лет.
  • с десяти до двенадцати лет, срок обучения составляет 5(6) лет.

Учитывая размеры, длину мензуры, толщину струн бас-гитары трудно себе представить, как эффективно организовать учебный процесс с детьми 7-10 летнего возраста учитывая их физиологические и антропометрические данные. Примерная программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» по виду инструмента бас-гитара, разработчик О.В. Соколов, рекомендованная Институтом развития образования в сфере культуры и искусства (г. Москва) генеральный директор И.Е. Домогацкая, вразумительных ответов на эти вопросы не даёт. В связи с этим, целью данной методической работы является поиск возможных путей решения этих проблем.

Однако, в работе со школьниками младшего возраста появляются некоторые проблемы, связанные с возрастными категориями. Как уже говорилось выше, и вес, и размеры  бас-гитары, и толщина струн создают дискомфорт при игре у 7 – 8 летнего ребенка.  В связи с этими проблемами  появилась идея начать обучение  ребенка на обычной гитаре. При этом возможно в первый год обучения применить 3/4  инструмент.

Если с обычной гитары, как вариант,  убрать две первые струны  Е и  В,  то получится  упрощенный вариант бас-гитары.  Поскольку  уменьшенных  вариантов  электрических бас-гитар встречать не приходилось, как  нам  думается  такой  вариант инструмента будет самым подходящим на начальном этапе обучения. В дальнейшем, по мере взросления ребенка, можно сначала пересадить  его  за инструмент обычного размера, а затем и за, непосредственно, обычный инструмент.

Сам процесс  обучения следует начать как в программе для  бас-гитары, представленной  в  Приложении, то есть  начать учить ноты в басовом ключе. Таким  образом и получается плавный переход между инструментами,  и, как следствие,  исчезает неудобство в освоении бас-гитары на начальном этапе  обучения.

Прежде  всего  необходимо составить удобное  расписание занятий. Расписание занятий – нормативный, управленческий документ,  регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных планов и программ.

Для ребенка нужно установить такое расписание, что бы он мог сделать перерыв между занятиями в средней школе и  занятиями  в ДШИ.  По новым требованиям (ФГТ) предполагается 4 занятия в  неделю, а это достаточно серьёзная нагрузка  для организма в этом возрасте.

Программа обучения бас- гитариста должна быть максимально сбалансирована по всем основным предметам: специальность, ансамбль (оркестр), музыкальная грамота, сольфеджио, общее фортепиано, потому что музыкант, играющий эстрадную музыку на приличном уровне, совмещает в себе функции сольного и оркестрового исполнителя, а также импровизатора и аранжировщика. Понятно, что в задачи образования в музыкальной школе не входит подготовка профессиональных музыкантов, но необходимо заложить основы нужных теоретических знаний и технических навыков, а главное научить юного музыканта осмысленной игре на бас-гитаре.

В связи с этим  в начале обучения следует проводить уроки в виде игры, когда ребенок , наравне с преподавателем, решает варианты исполнения того или иного упражнения в своем понимании.  Вместе с тем ему нужно целенаправленно разъяснять  как правильно делать  то или иное действие в упражнениях.  Сейчас есть возможность приводить и видео примеры мастеров игры на  бас-гитаре, подтверждающих точку зрения преподавателя. Повторим, что не следует при этом подавлять личной инициативы и поощрять их.

С технической стороны  не следует форсировать события в первом полугодии  и сосредоточится,  в целом, на постановке рук. Способы  звукоизвлечения,  как уже упоминалось выше, схожи с гитарной. Однако из пиццикато наиболее употребим приём «апояндо». Техника этого приёма следующая:  кисть занимает строго перпендикулярное положение к струнам. Защипывание струны можно разделить на четыре фазы:

  1. Палец прикасается к струне.
  2. В результате сгибания последней фаланги и нажатия на струну кончиком пальца струна отклоняется от своего обычного положения.
  3. Струна соскальзывает с пальца, остаётся свободной и начинает колебаться.
  4. Соседняя струна останавливает движение пальца, представляя, таким образом, руке точку опоры.

Следовательно, если защипывать первую 1 струну, палец остановится на второй 2 струне, если защипывается вторая 2 , то на третьей 3 и т.д., за исключением  четвертой  4  струны,  после  защипывания  которой  пальцам i, m, a, ввиду отсутствия следующей струны, не предоставляется опоры. После защипывания четвертой 4 струны палец сам возвращается в первоначальное положение, амортизируя усилие, которое было направлено на преодоление сопротивления струны. Это сопротивление ни в коем случае не должно пересиливать нажатие последней фаланги и заставлять палец прогибаться в противоположном направлении. 

Поскольку  в игре правая рука отвечает за ритм и силу звука, очень важным моментом является научить ребенка добиваться одинакового звука разными пальцами (i, m, a).  В практике чаще применяются два: указательный (i)  и средний(m). Так же необходимо отрабатывать чередование пальцев, так как при  дальнейшем «подключении» левой руки, основное внимание ребенка переключается как раз на левую руку, забывая о правой. Различные упражнения для игры на открытых струнах достаточно широко представлены в различных методиках. Можно придумать свои варианты упражнений.  

Например:01

 Конечно, к каждому ученику нужно подходить дифференцировано, исходя из его физических и антропометрических данных. И к соединению правой руки  с   левой предполагается  по мере освоения основных  правил звукоизвлечения.

Переход к  левой руке  целесообразно, на наш взгляд, следует начать с объяснения понятия позиции. В любой учебной литературе этому вопросу так или иначе уделяется внимание, но достаточно информационно. И если ученик не усвоит этого понятия, могут возникнуть трудности в освоении нотного материала в дальнейшем.

Следует показать расположение пальцев левой руки на гифе. Объяснить  разницу задач левой руки в отличии от правой. Представляется, что ноты на грифе следует начать учить на первой струне. Это  проще  для  шести – семилетнего ребенка. По мере уверенного прижимания струны к грифу на разных ладах, можно переходить ко второй струне. Освоив ноты на второй струне, целесообразно поиграть упражнения на двух струнах. И так далее, пока не получится соединить в игре все четыре струны. В качестве одного из примеров  упражнения можно привести, например, гамму  C- dur  в одну октаву. При этом особое внимание необходимо уделять ровности игры упражнений и чередованию пальцев  i – m в правой руке. Как только появится уверенность в игре, можно пробовать играть какие  - нибудь  простые и известные мелодии. Если таковых не найдется в литературе для бас-гитары, можно сделать переложение из, например, гитарных нот. То есть написать ноты в басовом ключе.

Например:

02

То же в басовом ключе:

03

В этот момент предполагается объяснение таких понятий, как фраза и предложение.  Разбирая то или иное произведение, нужно следить сразу за несколькими моментами при исполнении: аппликатурой,  фразировкой, счетом (при этом предлагать учащемуся считать вслух). Начинается накопление и заучивание материала. Разучивание новых пьес желательно чередовать с пьесами на технику (этюдами). Необходимо строить учебную работу так чтобы к концу учебного года ученик играл наизусть хотя бы 10-12 пьес и этюдов, не забывал повторять их на летних каникулах. В этом случае прогресс в музыкальном развитии учащегося более реален.

Предположительно  рассмотренное выше относится к первому году обучения, где очень важно заложить основы игры на бас-гитаре.

Дальнейший период обучения следует строить  уже  исходя  из возможностей  и  предназначения  инструмента, то есть как солирующего, так и аккомпанирующего. В обязательном порядке нужно заниматься и над ритмической составляющей исполнения.

Необходимо строить учебную работу так чтобы ученик к концу учебного года играл наизусть хотя бы 10-12 пьес и этюдов, не забывал повторять их на летних каникулах. В этом случае прогресс в музыкальном развитии учащегося более реален.

Чувство ритма, являющееся одной из существеннейших музыкальных способностей, также должно воспитывается с первых шагов обучения. Занимаясь с начинающими, преподаватель всегда встречается с трудностями в достижении ритмического исполнения. Арифметическое объяснение соотношений музыкальных длительностей (учащийся) понимается обычно очень скоро, но исполнение при этом продолжает ещё оставаться неритмичным. Для воспитания этого навыка требуется время и систематическая тренировка под наблюдением преподавателя.

К выше сказанному добавим, что на этом этапе вполне допустимо начать освоение джазового ритма – свинга. Это, конечно, зависит от способностей учащегося. Вместе с тем это поможет разнообразить нотный материал, а так же позволит начать ознакомление с богатейшей коллекцией так называемых  джазовых стандартов, вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Вместе с мелодическим направлением обучения возможно приступать и к гармонической составляющей. Начать нужно с интервалов в пределах одной октавы. Поскольку интервалы изучаются на уроках музыкальной грамоты и сольфеджио, нужно научить ученика строить их на грифе. Так же нужно объяснить, что на основе этих интервалов строятся аккорды. По мере освоения интервалов, можно приступать к трезвучиям. Для начала вполне достаточно будет, если ученик разберется в схеме построения трезвучий. А уже в дальнейшем можно применить и их обращения.

Здесь приведены лишь те методические рекомендации,  которые применимы в первые два года обучения. Маленький возраст, как показывает практика, не является показателем неспособности ребенка к восприятию материала. Как и у более взрослых учащихся, всё зависит от желания ученика и его стремлению к обучению.

Новости

IMAGE Кубок Санкт-Петербурга по художественному творчеству
20.01.2020
В период  с 30 декабря 2019 года по 8 января 2020 года в Выставочном комплексе... Read More...
IMAGE Гордость фортепианного отделения
22.04.2019
Гордостью фортепианного отделения с уверенностью можно назвать фортепианный... Read More...
IMAGE Концерт в Доме престарелых
08.04.2019
3 апреля 2019 года, в Доме престарелых и инвалидов прошел концерт учащихся "ДШИ № 4... Read More...

Недавние фото

Популярное

IMAGE Международный фестиваль искусства и творчества...
30.04.2016
В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль искусства и творчества... Read More...
IMAGE Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»
30.04.2016
17 апреля 2016 года состоялся Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»... Read More...
IMAGE Всероссийский хореографический конкурс «Танцующий...
30.04.2016
24 апреля 2016 года в городе Саратове состоялся Всероссийский хореографический... Read More...
Рейтинг@Mail.ru
Независимая оценка качества
© Детская Школа Искусств №4 г.Энгельса
Напишите нам!
1000 максимум символов

Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее