Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Новости

Учащиеся отделения изобразительного искусства...
08.04.2024
6 апреля 2024 года учащиеся второго и шестого классов преподавателя Галкиной Н.И.... Read More...
Матвеева Ю.В. приняла участие во Всероссийском...
08.04.2024
Концертмейстер нашей школы Матвеева Юлия Михайловна приняла участие во... Read More...
Волкова Анастасия стала дипломантом Всероссийского...
04.04.2024
С 28 по 30 марта 2024 года в г. Пензе проходил V Всероссийский конкурс исполнителей на... Read More...

Ковылова С.Е. - Использование инновационных технологий и методов обучения в педагогическом процессе дополнительного образования ДШИ и ДМШ

Ковылова Светлана Евгеньевна,

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Детская Школа Искусств №4» Энгельсского муниципального района,

г. Энгельс

ВВЕДЕНИЕ

В связи с реформированием Российского образования, обновилось содержание предметных областей. Преподаватели выбирают программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям ,психолого-педагогическим возможностям учащихся.

В ДШИ и ДМШ музыкально-теоретические дисциплины часто воспринимаются , по словам самих учащихся, как некий балласт , мешающий достижению главной цели: освоить основной предмет, научиться петь или играть на инструменте. Более того, зачастую , причиной ухода учащихся из музыкальной школы становятся теоретические дисциплины.

Проводя свои или присутствуя на музыкально-теоретических уроках, иногда ловлю себя на мысли: «Скучно. Неинтересно…». Работают несколько человек, остальные пассивны, в ожидании окончания урока. Структура урока насыщенная. Форма работы чаще фронтальная. Учитель старается изложить как можно больше материала, чтобы все успеть.

Чему учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда…Вместе с тем ответ на данный вопрос в педагогике найден давно. Учить, применяя в числе прочих методов инновационные технологии в образовательном процессе. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. В этом нам помогают новые технологии, а именно музыкально-компьютерные , которые стали неотъемлемой частью современного искусства. Их применение в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. Сегодня совершенно очевидно: музыкальная школа требует новых идей, новых подходов в организации учебного процесса. В условтях современного музыкального образования, возникает потребность использования новых средств в традиционных формах обучения; по новому передавать, воспринимать, оценивать и использовать информацию.

Трудно представить возможности информационных технологий в качестве средств эстетического развития и художественного образования учащихся. Разнообразие и доступность большинства компьютерных технологий позволяет рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования учащихся.Такие технологии по новому обеспечивают процессы коммуникации в музыкальном обучении.

Одной из основных функций дополнительного образования –является формирование личности, способной к творческой самореализации. В практике развития, воспитания и обучения детей музыке не имеется определенного единства методов воздействия на личность. Проблема поисков методов, способов, технологий для подготовки учащихся к самореализации, является актуальной.

Цель данной работы рассмотреть применение личностно-ориентированного подхода в процессе взаимодействия педагога и ученика, определить его значение в развитии творческого потенциала учащегося и подготовки к самореализации. В первую очередь требуется привлечение инновационных технологий и методов обучения, в том числе направленных на развитие учащегося информационной компетентности. Необходимо использовать новые методы и формы, оригинальные средства обучения для развития эмоциональной сферы обучения, которые способствовали бы формированию гармонично развитой личности.

Особым преимуществом пользуются игровые технологии. Данная форма обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Одним из способов реализации игровых технологий на уроках является применение квест-технологий которые только начинают входить в российское современное образование [2;4]. В условиях школ искусств и детских музыкальных школ наиболее удобным для их применения являются уроки музыкально-теоретического цикла. Именно на этих занятиях происходит развитие творческих навыков коллективного музицирования, воспитания ответственности за свои действия, формирования аналитического мышления.

Квест-технология – это выполнение проблемного задания с элементами игры. «Quest» в переводе с английского языка означает «поиск». Эта форма работы требует от учащихся поиска решения , информации, выполнения определенных заданий. Прохождение квеста в какой-то мере напоминает решение логической  головоломки. Важно, что участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса [1].Задачами технологии квеста является развитие критического мышления обучающихся, раскрытие творческого потенциала, стимулирование познавательной мотивации. Квесты можно использовать в различных направлениях, на разных этапах обучения. Они могут охватывать как отдельную тему, так и быть межпредметными. В целом это принципиально новая организация учебного процесса, новая дидактическая модель технологии обучения. Особенно новым и интересным для современных школьников является web-квест. Главной спецификой этой технологии является поиск информации посредством интернет-источников. Отличительной чертой web-квеста является обращение учащихся к точным и проверенным знаниям. Здесь преподаватель сам выбирает из огромного потока информации то, что он считает нужным, а так же предлагает учащимся обратиться к гиперссылкам. Учащиеся, таким образом, работают в едином информационном пространстве.При работе в большом информационном пространстве, с большим объемом информации у учащихся формируются навыки и умения критического мышления,оценки эффективности поиска.

Темы, предлагаемые для квеста или web-квеста не ограничиваются программными требованиями. В процессе прохождения у учащихся появляется возможность расширения своего кругозора, представлений о тех или иных понятиях, музыкальных жанрах. Ученик выбирает для себя одну из предложенных ролей, в зависимости от сюжета и требований квеста. Например, дети могут представить себя в роли детективов, которые ищут творческое наследие композитора, или краеведа, который пишет книгу о выдающихся людях родного края. Все это позволяет преподавателю выявить на ранних стадиях сильные стороны учащихся, их стремление к учебно-познавательной деятельности. Важно, что в процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания , а сами вовлечены в поисковую деятельность. Поэтому применение этой технологии на уроках повышает мотивацию обучающихся, активирует их коммуникативные и познавательные навыки. Web-квест, как одна из форм интерактивного обучения , позволяет познакомиться с учебным материалом в доступной , современной и интересной для детей форме. Конечно, не все образовательные учреждения , а особенно детские музыкальные школы и школы искусств, имеют необходимый уровень технической  оснащенности, так как для использования  web-квестов необходимы wi-fi или стационарный интернет, не менее двух компьютеров в аудитории.

На мой взгляд, сегодня мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Музыкальные проигрыватели
  • Программы для пения
  • Музыкальные конструкторы
  • Музыкальные инциклопедии
  • Обучающие программы
  • Программы для импровизации, группового музицирования ,  сочинения музыки.

Источником всех этих программ – является прежде всего интернет и wi-fi.

ВЫВОД

Инновационные процессы и экономическое развитие общества оказывают существенное влияние на изменение в сфере образования, включая и дополнительное образование. В первую очередь выдвигаются интересы личности, самореализация. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.

Работая по выявлению одаренных детей, повышению мотивации учащихся к обучению в ДШИ и ДМШ- процесс сложный и длительный. В связи с этим педагогу необходимо искать различные пути и приемы поддержания творческих интересов учащихся в различных видах познавательной деятельности.

Список литературы

  1. Арчилаева С.Г. Применение веб-квест технологии в современном образовании: Методическая разработка [Электронный ресурс]- http://urok.Isept.ru
  2. Игумнова Е.А. Редецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования. Современные проблемы науки и образования, 2016-№6 [Электронный ресурс]- http://www.science-education.ru
  3. Концепция развития дополнительного образования детей.- [Электронный ресурс]- http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf
  4. Основные положения концепции личностно-ориентированного образования В.В.Серикова [Электронный ресурс]- http://cyberleninka/ru
  5. Щербинина А.Н. Веб-квест как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы, 2016-№4[Электронный ресурс]- http://cyberleninca/ru
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.:Сентябрь, 1996-96с.