Холодова Т. В. - Диктант в первом классе на уроке сольфеджио

Очень часто на уроках преподаватели теоретических дисциплин сталкиваются с трудностями при написании диктанта – одной из главных форм работы по предмету сольфеджио. Думаю, это происходит в случаях, когда преподаватель не в полной мере видит причины недопонимания со стороны учеников. Запись музыкального фрагмента на слух – это выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно. В традиционном понимании, при записи диктанта ребенок должен уметь:

  1. Слышать высотное соотношение звуков мелодии, как абсолютное, так и ладовое.
  2. Чувствовать равномерное чередование долей.
  3. Чувствовать ритмические соотношения звуков, слышать паузы.
  4. Правильно группировать длительности.
  5. Правильно записывать нотные знаки.
  6. Понимать фразовую  логику  и   форму  (повторность,     секвенции, фразировка, интонации окончаний и т.д.).

На уроках специальности процесс освоения нового произведения происходит следующим образом: воспроизводя музыкальный текст по нотам, в сознании ученика постепенно из деталей складывается готовое произведение. Кратко отразим это в следующей схеме:

Нотный текст – усвоение, анализ – звучание готового произведения.

Когда ребенок делает обратное – из живого звучания создает нотную запись, то и процесс работы с новым произведением как бы

«разворачивается» в другую сторону. Сначала мы предлагаем ученикам звучание готового произведения, затем помогаем анализировать, потом превращаем усвоенное в нотный текст:

Звучание готового произведения – анализ, усвоение – нотный текст.

Самая большая ошибка может произойти на этапе анализа диктанта, когда преподаватель пытается идти не от общего к частному, а от частного (направление движения мелодии, например) к общему (особенности структуры и фразировка), тем самым нарушая естественное течение процесса.

В своей практике нередко встречала учеников, которые, с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией не могли

написать диктант. С другой стороны, ученик, с трудом интонирующий и плохо запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, легко справляется с диктантом. Из этого можно сделать вывод, что для успешного выполнения задания «диктант» необходимо научить детей не столько запоминать то, что они слышат, сколько анализировать.

Навыки, необходимые для написания диктанта, в полной мере ребенок осваивает постепенно. Прежде чем маленький музыкант сможет самостоятельно записать мелодию, он должен научиться писать ноты, освоить метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу. Для этого требуется большое количество времени. Когда ребенок освоит все вышеизложенные умения «автономно», ему будет очень трудно из деталей сложить целое. Если заниматься только так называемыми «подготовительными формами диктанта», то есть риск «уйти» в детали и ориентировать детей на анализ части, но не целого. В то же время положительным результатом диктанта традиционно считается законченная запись целой мелодии.

Я рассматриваю диктант (в процессе слушания, анализа и записи), как единое музыкальное целое. Диктант – это законченный по смыслу фрагмент музыкального произведения, который воспринимается учащимися на слух и записывается в тетрадь. Процесс записи диктанта – это не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат), это умение проанализировать целое как комплекс составляющих элементов.

У многих детей бывает привычка писать диктант, начиная с первой ноты  и  постепенно продвигаться   к   концу  мелодии,  далее ритм,  далее…, а затем время кончается. Маленьким детям я в таком случае рассказываю про мультфильм, в котором котята ели сосиску с двух сторон и очень быстро с ней справились. В принципе не важно, в каком порядке начинать записывать услышанное – с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно помочь детям найти «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?». Важно так же ориентировать детей при записи не на соотношения двух рядом стоящих нот, а хотя бы на мотив из 5-6 ступеней, тогда членение целого не будет дробным, и дети быстрее усвоят всю мелодию. Иначе они с каждым годом будут все больше удивляться, почему диктанты стали такими длинными…

Процесс записывания диктанта напоминает постепенное проявление фотографии, поэтому структуру, форму, фразировку при анализе я ставлю на первое место (как без фотобумаги проявить фотографию?). Не стоит «привязывать» динамику усложнения диктантов к развитию какого-либо раздела сольфеджио, т.к. диктант отражает все навыки урока в комплексе. Диктант так же не должен быть самоцелью. Для меня диктант – это своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а также способ дать детям возможность    реализовать    свои    умения    самостоятельно    или    сделать  «открытия» под   руководством   педагога.   На   начальном   этапе   я    слово

«диктант» не произношу. Просто говорю: «А теперь мы запишем в тетрадь то, что я вам поиграю». Сразу определяю условия «игры»: «Играть буду несколько раз. Первая задачка – найдите пульс* и хлопайте доли под музыку, как только их почувствуете». Второе проигрывание – определение длины фраз: «сколько долей получится в каждой фразе?». Каждое проигрывание – новая задача. Постепенно постановка задач дойдет до автоматизма, и дети научатся ставить себе задачи для самостоятельного записывания диктанта.

Первые диктанты мы начинаем писать еще до того, как учащиеся научились записывать ноты на нотном стане. Запись таких диктантов является графическим изображением, которое дети делают по результатам анализа на слух. Приведем несколько примеров «донотных диктантов», которые мы пишем в первой четверти, когда большинство первоклассников слабо   владеют   техникой   нотного   письма,   но   анализ   на   слух музыкальных фрагментов и их фиксация уже необходимы.

Диктант № 1:                                                                                                                                                                                   В. Горячих «Мама побранила»

хоодова1

При работе с этим фрагментом важно настроить детей на эмоциональную реакцию, описать ребенка, который грустит и размышляет. Музыка выражает его мысли. Каждая фраза внимательно прослушивается, анализируется каждое окончание по направлению движения мелодии, линия рисуется сначала в воздухе, потом в тетради. Когда все 4 фразы нарисованы, преподаватель предлагает детям проставить знаки препинания:

«Мне кажется, здесь можно найти вопросы и ответы. Так ли это? Прислушайтесь, помогите мне поставить знаки препинания!» В более сильных группах можно дополнить запись изображением метрических долей.

Приведенный пример учит детей слышать и видеть структуру фрагмента, воспринимать фразу как единое целое, анализировать направление движения мелодии, чувствовать интонационную логику.

Диктант № 2:                                                                                                                                                      К. Лонгшамп-Друшкевич «Народная песенка»

2

Перед началом работы с этим диктантом преподаватель на доске выписывает «набор условных обозначений»: точки, палочки, дуги (направленные в разные стороны). В процессе записи детям предлагается выбрать из набора нужный знак. Стрелочки ставятся в тот момент, когда дети отмечают повторение мелодии в другом регистре (чаще всего – в самом начале работы).

Этот диктант учит детей находить нужный знак для обозначения звука (впоследствии, осваивая технику нотного письма и приобретая опыт анализа соотношения звуков по высоте, дети начнут пользоваться нотами). На схеме, которую создают дети, очень хорошо видна структура мелодии с повторениями. Умение слышать повторы (мелодические, ритмические) – очень важно при записывании диктантов.

Диктант № 3:                                                                                                                                                                                                                            Э. Сигмейстер «Марш»

3

Этот диктант посвящен анализу направления движения в мелодии. Предполагается, что к этому времени дети уже научились ориентироваться в соотношениях звуков по высоте. В записи видны так же и опорные тоны, на которые следует ориентироваться, что способствует развитию умения сравнивать высоту звуков «на расстоянии».

Диктант № 4:                                                                                                                                                             Ю. Вейсберг «Выйди, Маша» из дет.оперы «Гуси-лебеди»

4

Этот диктант нацелен на анализ ритма звучащего фрагмента (сочетание четвертей и восьмых, по программе I четверти). Анализируется и фактура как два уровня (мелодия и бас), на схеме это выражено в двух линиях.

Описанные выше 4 варианта диктанта необходимо сочетать с работой над техникой нотного письма. На своих уроках я изучаю нотное письмо параллельно с работой над развитием правильной интонации. Обычно дети первые ноты пишут долго. Чтобы процесс не показался им скучным, мы сочетаем письмо и пение – сначала вслух, потом «про себя», т.к. потом скорость письма у детей становится разная. Пишем ноту до – поем ноту до, и т.д. Постепенно дети привыкают контролировать внутренним слухом то, что пишут нотами. Когда техника письма наработана, детям предлагается обратный вариант: поем выученную мелодию и одновременно пишем ее нотами. Темп мелодии надо изменить так, чтобы ее можно было записать,  не ломая ритма, но не очень медленно.

На этом же этапе возможен еще один вариант диктанта:

Диктант № 5:

5

Перед началом работы преподаватель пишет на доске первые 6 тактов диктанта и разбирает с детьми эту часть мелодии. Потом необходимо ее спеть, причем добиться, чтобы дети видели в записи каждую ноту, которую поют (избегать заучивания без анализа). Дальше преподаватель спрашивает, можно ли считать эту мелодию (6 тактов) оконченной. Обычно дети отвечают: «нет». Преподаватель играет мелодию до конца, поставив задачу найти подсказку в записи на доске для продолжения мелодии. Учащиеся без труда видят повторение двух тактов, их записывает преподаватель на доске, а последние 4 такта предлагает детям записать самостоятельно в тетрадь (предварительно пропев мелодию). После того, как все справились с заданием, преподаватель на доске дописывает 4 такта. При работе над этим примером важно научить детей видеть повторы в уже оформленном тексте, уметь сравнивать части мелодии «на расстоянии».

Для того, чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезна такая форма работы, как запись выученных мелодий по памяти. Они должны быть не очень большие (я обычно беру последнюю фразу мелодии), весь процесс записи не должен отнимать более 3-х минут. Сначала задание носит неожиданный характер, но потом дети привыкают к нему и более внимательно читают нотный текст, зная, что учитель может попросить записать изученную мелодию.

Во второй – третьей четверти начинается поэтапное освоение полной записи мелодии диктанта нотами. Я начинаю записывать такие диктанты без фиксации ритма, но с обозначением фразировки. Учитывая то, что дети только осваивают нотную запись и метро-ритмическую организацию музыки, нотная запись постепенно начинает включать в себя все новые элементы, но обязательным требованием на всех этапах остается логическая завершенность записи. Каждому диктанту предшествует настройка в тональности: пение по столбице, интонационные упражнения. Эффективно работает настройка по пособию Пилипенко «Постановка слуха». С первых диктантов надо следить, чтобы дети писали не по одной ноте с проигрывания, а фразами, мотивами, группы из коротких длительностей воспринимали «как одно слово». Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности. Ниже приведем несколько примеров поэтапного освоения записи мелодии.

Диктант № 6: (первый этап)

6

Этот пример для детей, которые умеют точно записывать ноты на нотном стане. Как правило, процесс «расшифровки» нот на слух происходит быстрее, чем процесс записи, часто дети в процессе записи забывают то, что «расшифровали». Полезно предложить им петь и писать ноты одновременно, чтобы нотный знак подтверждался своим звуком. Запись на доске можно сделать только после того, как все закончили работу в тетради, иначе учащиеся начнут копировать, не осознавая текст. Целесообразнее работа с каждым индивидуально.

Диктант № 7: (второй этап)

7

Такой диктант дается при условии освоения метрической пульсации и осознании чередования сильных и слабых долей в мелодии (без сопровождения). Предложенная форма записи диктанта позволяет избежать распространенной ошибки, когда дети пишут сначала ритм, а потом делят на такты. Этот диктант готовит детей оформлять новый такт с сильной доли. Как только такая форма записи отработана, переходим к проставлению тактов:

Диктант № 8: (третий этап)

8

На этом этапе дети иногда ставят тактовую черту не перед сильной долей, а после нее. Необходимо внимательно следить за этим. Не забываем анализировать интонацию, общее направление движения мелодии. Важно не забывать ставить в конце точку (закрепление понятия «тоника»). Лиги в записи показывают объединение нот в «слова», «слоги». Лиги нужны, чтобы короткие ноты не воспринимались дробно.

Диктант № 9: (четвертый этап)

9

Если учащиеся уже хорошо усвоили дробление и удлинение четверти, этот этап можно пропустить. Обычно достаточно 1 – 2 таких диктантов.

Диктант № 10: (пятый этап)

10

На этом этапе не стоит усложнять мелодию, пока дети не научатся правильно и быстро оформлять ритм диктанта. Важно следить за тем, чтобы ребенок в каждом такте понимал каждую долю, ее дробление или укрупнение.

Рассмотрим другие формы работы над диктантом. Одна из них – запись нотами более сложных примеров:

Диктант № 11:

11

Размер дает преподаватель: «Если это марш, то размер будет…». Перед диктантом дается настройка в До – мажоре с проработкой I – V ступеней в первой и второй октаве, ориентир на устойчивые звуки. Анализируется в первую очередь характер движения мелодии в целом: в первой «части»: ровно и по «понятным» звукам, а во «второй» части скачки. Затем необходимо прохлопать сильные доли и определить количество тактов, сделать разметку тактов в нотной тетради. После этого можно начинать записывать мелодию. Важно добиться того, чтобы первые три такта были написаны сразу, «на одном дыхании», без дробления. Дальше – сравнение ступеней на расстоянии по материалам уже написанных трех тактов. Те ноты, которые дети не могут понять, оформляются только ритмически. Иногда дети могут проанализировать больше, чем предполагает преподаватель. После записи такого диктанта детям необходимо показать оригинал, проследить за движением мелодии по нотам, пропеть мелодию по нотам.

Еще одна форма работы – «быстрый» диктант. Мелодия должна быть очень простая, ритм – четверти и восьмые, размер и тональность дает педагог. Предупреждаем детей: «Играть буду всего 2 раза, надо записать самостоятельно мелодию, оформить ее ритмически. Мелодия очень легкая, кто быстрее сможет записать?» Важно – создать полную тишину (как будто в классе никого нет) и не разрешать вслух петь нотами мелодию. Цель такого диктанта – активно включить процесс слухового анализа, проверить быстроту реакции, разбудить слуховой опыт каждого ученика. От удачного выполнения именно этой формы диктанта дети получают большое удовольствие, и у них появляется вера в собственные силы.

После записи любого диктанта очень важно продолжить работу с мелодией. Это может быть проигрывание ее на «немой» клавиатуре или учеником на фортепиано, на синтезаторе со сменой тембра. С первых мелодических диктантов необходимо применять транспонирование. Самым приемлемым, на мой взгляд, вариантом, является транспонирование с аккомпанементом преподавателя. Ученик играет мелодию в новой тональности, преподаватель играет гармоническое сопровождение. Остальным ученикам дается задание слушать и определять «неправильные» звуки в мелодии. Так можно практиковать, пока не пройдены ключевые знаки в различных тональностях и порядок диезов и бемолей при ключе. Потом транспонирование дается с настройкой в новой тональности.

Данные методические рекомендации написаны для работы с детьми со средними музыкальными способностями, каких сейчас большинство в детских школах искусств. В результате применения всех описанных форм работы дети должны к концу первого класса научиться анализировать на слух несложные мелодии, уметь их грамотно записывать нотами.

 

 

 

Новости

IMAGE Международная научно-практическая конференция...
23.10.2020
С 14 по 17 октября в СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов проходила IX Международная... Read More...
IMAGE Всероссийский конкурс «Осенняя сказка’20»
23.10.2020
Учащиеся вокального отделения преподавателя Тутаевой Ю.А. Городничева Полина (1... Read More...
IMAGE XIV Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Берем...
23.10.2020
20 октября 2020 года учащаяся 5 класса Художественного отделения Антонова Алиса,... Read More...

Недавние фото

Популярное

IMAGE Международный фестиваль искусства и творчества...
30.04.2016
В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль искусства и творчества... Read More...
IMAGE Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»
30.04.2016
17 апреля 2016 года состоялся Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»... Read More...
IMAGE Всероссийский хореографический конкурс «Танцующий...
30.04.2016
24 апреля 2016 года в городе Саратове состоялся Всероссийский хореографический... Read More...
Рейтинг@Mail.ru
Независимая оценка качества
© Детская Школа Искусств №4 г.Энгельса
Напишите нам!
1000 максимум символов

Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее