Галкина Н. И. - «Примеры разработки возможных сценариев проведения пленэрных занятий в ДШИ и ДХШ»

Пленэр в рабочей практике преподавателей школ дополнительного образования -это учебная дисциплина, являющаяся неотъемлемой частью образовательного процесса. Реализация учебных планов, составленных по предложенным сценариям, позволит успешно заниматься живописью и графикой, решать сложные композиционные задачи даже с разновозрастными группами. Поэтапное (вводное) решение первых уроков натурного рисования в открытой природной среде с использованием проверенных на практике приемов расширит спектр творческих возможностей учащихся и сформирует новое видение у детей. Проведение пленэрных занятий в одной параллели с уроками живописи, рисунка, композиции закрепит теоретические сведения и подтвердит на практике необходимость учебных упражнений. Различная тематическая окраска пленэрных программ сделает процесс обучения увлекательным даже при повторном изображении одних и тех же объектов.

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Но, говоря о пленэре как об учебной дисциплине, вынуждены будем включить в это понятие и графические (даже просто линейные и тональные) изображения, выполненные вне помещения мастерской.

Пленэрная  практика давно стала неотъемлемой частью учебного процесса в художественных ВУЗах, СУЗах и учреждениях дополнительного образования. В современных программах отводится достаточно большое количество часов для проведения занятий на открытом воздухе. Гибкий график позволяет распределять часы по усмотрению преподавателей в течение всего года, что дает дополнительные возможности для решения учебных и творческих задач на разных этапах обучения. Необходимо грамотно и рационально использовать время пленэрных занятий, сделать их разнообразными и интересными как для учащихся, так и для самого педагога, и результат не заставит себя ждать.

Слово «гибкость» - ключевое в нашем случае. Сам факт проведения уроков в открытой природной среде подразумевает внезапное вмешательство погодных условий. Могут возникнуть проблемы с транспортировкой, размещением на месте временного пребывания, формированием разновозрастных групп и т.п. Если дословно следовать стандартным программам в последовательности заданий, точности исполнения тех или иных задач, то можно потерять большое количество времени на организационные вопросы и упустить момент новизны восприятия окружающего пространства у детей.

Обоснованием структуры и содержания пленэра должен быть перечень требований к уровню подготовки обучающихся, а методы и приемы обучения могут меняться. Ошибочно считать, что пленэр не требует особой подготовки. Обычный формальный подход или спонтанный выбор пейзажных мотивов, пусть даже и очень привлекательных, на выходе может дать ряд однообразных, маловыразительных работ. Грамотно же поставленные цели и задачи гарантируют профессиональный рост и заинтересованность в дальнейшем обучении. Итоговые выставки, завершающие такие мероприятия не грешат излишней «зеленью». Помимо панорамных и фрагментарных пейзажей, на них можно увидеть и пленэрные портреты, и натюрморты, написанные на открытом воздухе, а также зарисовки (этюды) ботанического (исследовательского) характера.

Для начинающих пленэр может рождаться прямо в мастерской. Ни для кого не секрет, что очень сложно бывает оторваться от ограниченного рабочего пространства натюрморта, выстроенного преподавателем по всем законам композиции, и сосредоточиться на бесконечности пейзажного «полотна». Тут на помощь может прийти оконный проём как первый видоискатель. Степень удаленности от окна будет сужать или расширять поле зрения начинающего художника. Привычная обстановка мастерской придаст уверенности в решении новых задач. Важно различать понятия «смотреть» и «видеть». «Поймав» кратковременный отрезок надвигающихся сумерек, можно успеть почувствовать их единый холодный колорит (чаще сине-фиолетовый) в сравнении с электрическим (желтым) «комнатным» освещением. Условно приняв оконную раму за границы картинной плоскости, легче «привязать» изображение к формату.

На начальном (переходном) этапе занятия могут носить «прогулочно– наблюдательный» характер. Зафиксируйте внимание учащихся на диагоналях или вертикалях, «перекличках» цветовых пятен, соотношениях величин различных объектов, проведите параллели пластических характеристик людей и деревьев, загляните в «пейзажное зазеркалье» через витрины магазинов или осенние лужи, отражающие город! Интересно будет неискушенному зрителю обнаружить затейливую кромку крыш разновысотных домов, объединенных «тьмою» контражура. Главным условием таких игровых уроков является неожиданность и провокация в хорошем понимании этого слова. Необходимо деликатно натолкнуть и дать возможность начинающему художнику сделать собственное открытие через новое видение предметов и явлений.

Закрепить материал поможет рисование по памяти. Уйдут частности, останется главное - первое условие художественного отбора. Осуществив безболезненный переход в пейзажное пространство, можно начинать совершать кратковременные пленэрные вылазки в пределах школьного двора или другой близлежащей территории. Группой держаться легче, меньше помех со стороны уличных зрителей. Пленэр сплачивает коллектив, работа идет споро и интересно.

Пленэрные задания могут быть выстроены в одной параллели с рядом упражнений таких предметов, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция» (см. таблицу предметной систематизации). К примеру, рисование параллелепипеда можно закрепить натурными зарисовками стандартных пятиэтажек, цилиндры можно заменить световыми опорами, пирамиды найдут отражение в псевдоготических крышах изысканных построек конца 19 - начала 20 вв. (Рисунок). Полезными могут стать зарисовки и этюды меняющихся силуэтов одного и того же объекта (крупное раскидистое дерево, старинный дом) с разных точек зрения (обойти вокруг и связать с постоянно меняющимся пейзажным контекстом) (Композиция). Сиреневая дымка, окружающая осенне-золотистые деревья позволит лучше понять материал о цветовых контрастах (Живопись).

Задания, в зависимости от форм организации пленэра, могут носить кратковременный и длительный характер. Начиная рисунок или этюд, требующий тщательной проработки, воспользуемся условиями пасмурной безветренной погодой. Равномерное освещение позволит вернуться к начатому накануне, с новыми силами и свежим взглядом. Мотивы с контрастным солнечным освещением следует выполнять быстро, не дожидаясь перемены погоды и изменения направления солнечных лучей.

Помимо основных учебных предметов («Живопись», «Рисунок», «Композиция») следует уделить внимание «Краеведению» (Искусствоведению) и творческим проектам (на заключительном этапе обучения). Здесь задания могут носить преимущественно повествовательный характер. Особенно интересно выполнять учебные и творческие упражнения, посещая усадьбы писателей, поэтов, подпитываясь теоретическим и наглядным материалом. Итоговыми композиционными работами могут стать не только изображения исторических мест, но и иллюстрации к произведениям классиков. Подобные мероприятия носят и ярко-выраженный воспитательный характер, формируют устойчивый интерес к отечественной истории и культуре у подрастающего поколения.

Тематические пленэры – это неисчерпаемый кладезь новых идей, позволяющий сделать интересными посещение даже тех мест, где уже не однажды бывал. Подтверждением сказанному можно считать многолетние (более 15 лет)  паломничества в рамках социокультурного проекта «Солнечная палитра» в г. Хвалынск и его окрестности (разработчик проекта и руководитель-автор данной статьи). Удачное сочетание природного ландшафта и архитектурной застройки, наличие музеев, возможность общения с художниками России, дальнего и ближнего зарубежья делают каждую поездку в небольшой волжский городок неповторимой и запоминающейся. Участие в мастер-классах, выставках пленэрных работ, знакомство с бытом российской глубинки, активно возрождающей собственные культурные традиции, обогащают и заряжают новой творческой энергией как юных художников, так и преподавателей. Дождливое лето загоняет ребят под навесы местного рынка, где можно нарисовать бойких торговцев в окружении местных овощей и фруктов, редких экземпляров речной рыбы. Длительная жара манит на берег величественной Волги. Романтиков привлекают меловые горы с реликтовыми соснами, где можно писать с натуры трепетную, прозрачно-голубоватую «воздушную материю», окрашенную дальним планом местного ландшафта.

Название «Арбузный пленэр» говорит само за себя. Для ребят, учащихся ДШИ пос. Ровное, Саратовский областной учебно-методический центр и Региональный центр поддержки одаренных детей при активном сотрудничестве Министерства культуры Саратовской области провел пленэрные мероприятия непосредственно на родине «Саратовских арбузов». Результатом работы- стала отчетная выставка в г. Саратове, которая собрала большое количество положительных отзывов горожан и гостей города.

Межрегиональные пленэры в окрестностях г. Маркса, Саратовской обл. отличаются большим разнообразием и оригинальностью сценариев: «Лето- это маленькая жизнь!», «Летний мотив» (в продолжении традиций Саратовской школы живописи), «Саратовский Прованс» («след» французского импрессионизма в творчестве русских художников) составляют неполный перечень пленэрных мероприятий, имеющих ярко выраженную тематическую окраску. Помимо привычных природных мотивов на итоговых выставках можно было увидеть и «мусатовскую» барышню, задрапированную в светлую портьерную ткань, и натюрморты на плетеных стульях, словно заимствованных у Павла Кузнецова, яркие «импрессионистические» дачные домики, погруженные в кружево прозрачной тени.

В качестве примера одного из возможных сценариев представлено краткое описание реализации учебного плана тематической пленэрной практики «Лето-это маленькая жизнь!», проходившей в июне 2017 г в рамках проведения Межрегиональной творческой школы для одаренных детей, молодежи и преподавателей «Волжская радуга - 2017». (Руководитель пленэра - Галкина Н.И., (автор статьи), учредитель– министерство культуры Саратовской области, организатор – Региональный центр поддержки одаренных детей ГАУ ДПО «Саратовский областной учебно-методический центр». Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» и государственной программы «Культура Саратовской области до 2020 года». Творческая школа «Волжская радуга» ежегодно проводится при поддержке неизменных партнеров – ПАО НК «РуссНефть», ОАО «Саратовнефтегаз» в Детском оздоровительном центре «Ровесник». (г. Маркс, Саратовской обл.))

Изначально название пленэра подразумевало выполнение большого количества натурных работ «летнего характера». Юные художники подробно исследовали местную флору, выполняли этюды и зарисовки местности (природные мотивы, архитектуру), изучали быт, творческую и спортивную жизнь лагеря, наблюдали за явлениями природного характера. Посетители итоговой выставки имели возможность увидеть все вышеперечисленное глазами детей. Акцент делался на освоении основных приемов акварельной живописи.

Инновационным стало преподавание изобразительного искусства   в ритме активной лагерной жизни. Сложность работы заключалась в том, что группа юных художников состояла из 30 человек, прибывших из художественных школ и школ искусств разных городов и населенных пунктов. Разница в возрасте детей и сроках их обучения колебалась с амплитудой от одного года до трех лет.

Целью проведения пленэрной практики «Лето-это маленькая жизнь!» можно считать всестороннее эстетическое развитие детей (изобразительное искусство, музыка, хореография, актерское мастерство) в процессе общения ,  посещения и участия в культурно-массовых мероприятиях; а также раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения заданий художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по основным учебным  предметам предпрофессиональной программы «Живопись» в условиях   «выездного пленэра»; подготовка наиболее  одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Предполагалось, что «погружение» в творческую среду создаст предпосылки в формировании привычки рисовать в любых условиях, не нормируя изобразительную деятельность привязкой к жесткому расписанию, и смоделирует условия для проявления внутренней (интринсивной) мотивации в изобразительной деятельности.

Задачи были сформулированы с учетом разновозрастного состава участников пленэра и представлены в обобщенном виде. Они немного усложнялись (упрощались) и дополнялись в зависимости от уровня подготовки учащихся:

Поставленные учебные задачи по работе с учебной информацией.

коммуникативные – умение работать в большом разновозрастном коллективе, не теряя индивидуальности

познавательные –

  • умение наблюдать, выявлять наиболее характерное
  • развитие способности видения частного в целом и наоборот (к примеру, структура листа напоминает «каркас дерева)
  • умение комбинирования изображений объектов (формообразование и коллажный подход)
  • приобретение навыков грамотно (в соответствии с возрастом и длительностью обучения в ДШИ или ДХШ) изображать графическими и живописными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира в условиях живой природы;
  • формирование навыков в создании художественного образа в рисунке и живописи на основе решения технических и творческих задач;
  • приобретение и развитие навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами, этюдами;
  • формирование и развитие навыков передачи объема и формы (для младших-силуэта), четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены -умение наблюдать, выявлять наиболее характерное

 регулятивные – умение рационально распределять и использовать свободное время на выполнение внеаудиторных заданий.

  Поставленные учебные задачи для развития познавательных универсальных учебных действий.

  • освоение терминологии пленэрной практики и акварельной живописи.
  • приобретение первоначальных навыков художественного анализа на основе изучения произведений отечественной и зарубежной школ живописи по репродукциям и оригиналам (с посещением художественных музеев)

Форма работы - групповая (мелкогрупповая)

Контроль и критериальная самооценка достигались благодаря ежедневному участию детей в промежуточных и итоговых просмотрах индивидуального и общего характера)

  • путем сравнения начального и конечного результатов
  • путем сравнения путем сравнения уровня исполнения своих работ и работ других участников пленэра

Ежедневно проводились вечерние «свечки» с обсуждением проблем и достижений на протяжении всей пленэрной практики. (рефлексия учебной деятельности).

Перечень заданий тематического плана охватил широкий спектр полученной зрительной информации.

  • «Мой гербарий». Зарисовка цветка, ветки, колючки (изображение без фона)
  • «Мой гербарий». Этюд цветка, ветки, колючки (изображение без фона)
  • «Берег левый – берег правый» - панорамный волжский этюд.
  • «Пляжный натюрморт» (полотенце, сланцы, бутылка с водой, солнечные очки и т.п.)
  • «У природы нет плохой погоды...»  -этюд одного и того же фрагмента пейзажа при разном освещении.
  • «Пленэрный натюрморт с цветами» (в траве, на подставке) при солнечном освещении (возможно включение фрагмента пейзажа).
  • «На этюдах» – тематическое задание. Работа с натуры (участники пленэра пишут и рисуют друг друга в природной среде).
  • «Один день из жизни лагеря» -выполнение набросков и кратковременных зарисовок   детей и вожатых в движении (спортивные соревнования, репетиции музыкантов и хореографических коллективов, прогулки, подготовка и проведение праздников, игра на детской площадке) с натуры и по памяти.
  • «Застывшая музыка» -этюды (зарисовки) фрагментов архитектуры в сочетании с природными мотивами
  • «Лето – это маленькая жизнь!» - итоговая творческая композиция (на выбор – натюрморт, пейзаж, тематическая работа с использованием предварительно выполненных этюдов, набросков и зарисовок).

Практические занятия пленэра чередовались с теоретическими. Были проведены лекции-презентации «Пейзаж в акварели» (на основе показа репродукций произведений русских художников конца 19 начала 20 в.в., акварелей А.П. Боголюбова), «История акварели. Техника и художники»; «Акварель и современность. Общества акварелистов»

Опытные преподаватели из г. Саратова, г. Энгельса, г. Москвы провели ряд мастер-классов по технике акварели.

Если пленэры школьные местного значения (в пределах города) позволяют подобрать коллектив учащихся в узких возрастных рамках, то в выездных пленэрах принимают участие дети среднего и старшего школьного возраста. Эта ситуация вынуждает искать новые формы организации пленэрных занятий. Сборная группа располагается компактно. Мотив один, но задачи подчинены возрастной классификации. При всей сложности здесь можно увидеть и положительные моменты - старшие, наблюдая за работой малышей, заимствуют непосредственность в решении композиционных и цветовых задач, а те, в свою очередь, перенимают опыт реалистического изображения предметов.

В разные отрезки времени такой «разношерстный», но дружный коллектив отделения изобразительного искусства МБУДО «ДШИ №4 Энгельсского муниципального района Саратовской области совершил ряд творческих поездок как по России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пенза, Тарханы, Хвалынск), так и за её пределами (Финляндия, Швеция, Абхазия). И по сей день, интерьер школы украшает итоговая творческая (дипломная) работа одной из выпускниц школы «Вечерний Стокгольм», выполненная по натурным этюдам в технике акварели.

В заключение, необходимо сказать, что пленэр - это замечательная творческая «взлетная» площадка для начинающих художников. Школьная статистика показывает, что после проведения многодневных выездных пленэров происходит качественный скачок в обучении учащихся и формируется устойчивая мотивация к дальнейшим занятиям изобразительным искусством в профильных учебных заведениях среднего и высшего звена.

Список литературы:

  1. Маслов Н.Я. «Пленэр , как процесс обучения и воспитания художника педагога» дис. канд. пед. Наук. Орел, 1989 г.
  2. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX в. М., 1966.
  3. Тютюнова Ю. Н. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды.- М.: Академический проект, 2012 г.

Приложение №1

Систематизация по форме организации

Предметная систематизация

Рисунок

Живопись

Композиция

История изобразительного искусства, искусствоведение, краеведение, творческие проекты

«Невыездные пленэры»

       

1

2

Краткие пленэрные занятия-уроки на пришкольной или близлежащей территории

Задания на закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренной программой предмета «Рисунок»

Задания на закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренной программой предмета «Живопись»

Задания на закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренной программой предмета «Композиция»

Задания, способствующие внимательному изучению особенностей объектов архитектуры, ландшафта, природной среды.

Длительные пленэрные занятия (несколько сеансов)-уроки на пришкольной или близлежащей территории

«Выездные» пленэры

       

1

Пленэрные занятия длительного характера в отдаленных районах своего города

Задания на закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренной программой предмета «Рисунок»

Задания на закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренной программой предмета «Живопись»

Задания на закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренной программой предмета «Композиция»

Задания, способствующие внимательному изучению особенностей объектов архитектуры, ландшафта, природной среды.

2

Краткие пленэрные занятия на территории, прилегающей к месту временного размещения. (На большом удалении от места жительства).

3

Длительные пленэрные ( несколько сеансов) занятия на территории, прилегающей к месту временного размещения (На большом удалении от места жительства).

4

Пленэры - «походы» занятия, рассчитанные на выполнение нескольких заданий. (На удалении от места временного размещения и от места жительства).

 

 

 

Приложение №2

Краткая характеристика изображаемых объектов

Классы

Требования к уровню подготовки обучающихся ( по классам)

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

Панорама

Городские мотивы

Первона

чальные

навыки

передачи

солнечно

го осве

щения, изме

нения ло

кального

цвета.

Обучение

последова

тельному

ведению

зарисовок

и этюдов. Знакомст

во с линей

ной и воз

душной перспективой.

Решение задач на цветовые и тональ

ные отно

шения в пейзаже,

развитие навыков передачи

пленэрного освеще

ния, пла

новости в

глубоком пространстве.

Знакомст

во с раз

личными худож. материала

ми

Развитие навыков и

умений на передачу состояния с решением различных компози

ционных приемов.

Рисование

более сложных объектов

 в линейной

 и воздуш.

перспекти

ве. Написание

этюдов с использованием множества цветовых оттенков. Совершенствование технич. приемов работы с различн.

художеств.

материаламми

Решение задач на создание

образа. Развитие умений и

навыков в выполнении этюда в определен

ном коло

рите . Передача точных тональных и цветовых

отношений .

Самостоятельный выбор выра

зительных приемов исполнения.

Умение самостоя

тельно и последова

тельно вести работу, находить выразительное пласти

ческое решение в рисунках и этюдах. Решение многопланового пей

зажа(архи

тектура, тех

ника , люди)

Решение сложных задач на создание образа, работа с подготовительным материалом для станковаой композицииДостижение многоплановости

( архитекту

ра,  группы людей).

Самостоятельный выбор приемов работы с художественными ма

териалами

Сельские мотивы

Природные мотивы

Фрагмент пейзажа

Городские мотивы

Сельские мотивы

Природные мотивы

Изображе-

ние отдельных объектов пейзажа

(пленэрн. натюрморт)

Природного характера

Сделанных человеком

  • 2
  • Доступ: 451
  • 3
  • Доступ: 407
  • 4
  • Доступ: 443
  • 5
  • Доступ: 467
  • 6
  • Доступ: 435
  • 7
  • Доступ: 347
  • 8
  • Доступ: 619
  • 9
  • Доступ: 404
  • 10
  • Доступ: 440
  • 11
  • Доступ: 460
  • 12
  • Доступ: 446
  • 13
  • Доступ: 453
  • 14
  • Доступ: 448
  • 15
  • Доступ: 441
  • 21
  • Доступ: 468
  • 24
  • Доступ: 420
  • 25
  • Доступ: 426
  • 26
  • Доступ: 440
  • 28
  • Доступ: 453
  • 29
  • Доступ: 425
  • 31
  • Доступ: 429
  • 39
  • Доступ: 403
  • 46
  • Доступ: 464
  • 47
  • Доступ: 464
  • 48
  • Доступ: 481
  • 49
  • Доступ: 442
  • 52
  • Доступ: 858
  • 54
  • Доступ: 861
  • 55
  • Доступ: 872
  • 56
  • Доступ: 842
  • 57
  • Доступ: 853
  • 58
  • Доступ: 888

pptx Презентация проекта пленерных занятий (117.72 MB, количество скачиваний: 137)

Новости

IMAGE Кубок Санкт-Петербурга по художественному творчеству
20.01.2020
В период  с 30 декабря 2019 года по 8 января 2020 года в Выставочном комплексе... Read More...
IMAGE Гордость фортепианного отделения
22.04.2019
Гордостью фортепианного отделения с уверенностью можно назвать фортепианный... Read More...
IMAGE Концерт в Доме престарелых
08.04.2019
3 апреля 2019 года, в Доме престарелых и инвалидов прошел концерт учащихся "ДШИ № 4... Read More...

Недавние фото

Популярное

IMAGE Международный фестиваль искусства и творчества...
30.04.2016
В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль искусства и творчества... Read More...
IMAGE Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»
30.04.2016
17 апреля 2016 года состоялся Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»... Read More...
IMAGE Всероссийский хореографический конкурс «Танцующий...
30.04.2016
24 апреля 2016 года в городе Саратове состоялся Всероссийский хореографический... Read More...
Рейтинг@Mail.ru
Независимая оценка качества
© Детская Школа Искусств №4 г.Энгельса
Напишите нам!
1000 максимум символов

Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее