Беликова О. И. - Музыкальные способности и их развитие

Печать

Способности – это индивидуальные особенности личности, они обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. Б. М. Теплов, советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. определяет способности, как такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких видов деятельности. В толковых словарях термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. Музыкальные способности в различной степени проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся способности называют музыкальной одаренностью.

Музыка - один из специфичных и сложных видов искусства. Особенность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, силы звучания, ладо - гармонической окраски. Сложность состоит в том что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности, воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». К основными музыкальным способностям обычно относят следующие: музыкальный слух, чувство ритма; музыкальную память.

Музыкальные способности развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: слушание музыки; исполнение музыки; сочинение музыки. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство: это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) или требующими  продолжения (в развитии). Оно проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство может быть развито в процессе восприятия музыки: её узнавания, в чувствительности к точности интонации, во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Разновидностью ладового слуха можно считать мелодический слух. В его основе лежит чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его тяготений.

Внутренний слух: это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Наиболее сложно развиваются на начальном этапе музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Чувство ритма: это. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Это способствует осознанию выразительной и изобразительной сущности ритма.

Музыкальные способности развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: слушание музыки; исполнение музыки; сочинение музыки. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство: это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) или требующими  продолжения (в развитии). Оно проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство может быть развито в процессе восприятия музыки: её узнавания, в чувствительности к точности интонации, во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Разновидностью ладового слуха можно считать мелодический слух. В его основе лежит чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его тяготений.

Внутренний слух: это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Наиболее сложно развиваются на начальном этапе музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Чувство ритма: это. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Это способствует осознанию выразительной и изобразительной сущности ритма.

Музыкальные способности развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: слушание музыки; исполнение музыки; сочинение музыки. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство: это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) или требующими  продолжения (в развитии). Оно проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство может быть развито в процессе восприятия музыки: её узнавания, в чувствительности к точности интонации, во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Разновидностью ладового слуха можно считать мелодический слух. В его основе лежит чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его тяготений.

Внутренний слух: это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Наиболее сложно развиваются на начальном этапе музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Чувство ритма: это. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Это способствует осознанию выразительной и изобразительной сущности ритма.

Развитию внутреннего ритмического слуха служит запоминание различных ритмических рисунков, формул, определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений. Происходит осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка. Огромное значение в развитие теории ритма внес Эмиль Жак Далькроз. Cогласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснён и усвоен, a «телесно пережит», претворён в движении. Mетод Жак-Далькроза, построенный на связи музыки c движением, впервые был продемонстрирован в его постановках различных музыкальных произведений: от фуг И.C. Бaxa до «Oрфея и Эвридики» K. Глюка. B 1912 Жак Далькроз впервые посетил Pоссию,. B 1920 в Mоскве и Петрограде были организованы Институты ритмического воспитания по методу Далькроза. B дальнейшем этот метод нашёл применение в некоторых балетных школах западной Европы, a также в Cоветском Cоюзе. Система Далькроза построена на полном отрицании тупого заучивания. Ритмика Далькроза – это творческий урок. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире. Сегодня «Далькроз-ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа, Золтана Кодаи, Сузуки-метод. В Бельгии и Швеции по методу Далькроза учат музыке детей, начиная с годовалого возраста. Интересный эксперимент внедряется в России - одновременное обучение детей и родителей.

Музыкально-ритмическое переживание человека так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Э. Жак – Далькроз писал, что без теменных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. На основе этих предпосылок были построены – строятся и по сей день различные системы ритмического воспитания.

Музыкальные способности это индивидуально-психологические особенности личности, к которым относится природная слуховая чувствительность, обусловливающая анализ естественных, речевых или музыкальных звуков, развивающаяся в процессе труда и социального общения, субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции. В своем развитии музыкальные способности образуют систему со сложными динамическими связями между отдельными способностями. Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий и становления человека. 

Использованные источники:

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия. – М.; АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 720 с.
  2. Эмиль Жак Далькроз. Ритм. Классика XXI, 2006 г.