Беликова О. И. - Музыкальные способности и их развитие

Способности – это индивидуальные особенности личности, они обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. Б. М. Теплов, советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии. определяет способности, как такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких видов деятельности. В толковых словарях термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способности. Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. Музыкальные способности в различной степени проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся способности называют музыкальной одаренностью.

Музыка - один из специфичных и сложных видов искусства. Особенность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, силы звучания, ладо - гармонической окраски. Сложность состоит в том что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности, воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». К основными музыкальным способностям обычно относят следующие: музыкальный слух, чувство ритма; музыкальную память.

Музыкальные способности развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: слушание музыки; исполнение музыки; сочинение музыки. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство: это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) или требующими  продолжения (в развитии). Оно проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство может быть развито в процессе восприятия музыки: её узнавания, в чувствительности к точности интонации, во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Разновидностью ладового слуха можно считать мелодический слух. В его основе лежит чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его тяготений.

Внутренний слух: это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Наиболее сложно развиваются на начальном этапе музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Чувство ритма: это. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Это способствует осознанию выразительной и изобразительной сущности ритма.

Музыкальные способности развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: слушание музыки; исполнение музыки; сочинение музыки. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство: это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) или требующими  продолжения (в развитии). Оно проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство может быть развито в процессе восприятия музыки: её узнавания, в чувствительности к точности интонации, во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Разновидностью ладового слуха можно считать мелодический слух. В его основе лежит чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его тяготений.

Внутренний слух: это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Наиболее сложно развиваются на начальном этапе музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Чувство ритма: это. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Это способствует осознанию выразительной и изобразительной сущности ритма.

Музыкальные способности развиваются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: слушание музыки; исполнение музыки; сочинение музыки. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство: это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) или требующими  продолжения (в развитии). Оно проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Ладовое чувство может быть развито в процессе восприятия музыки: её узнавания, в чувствительности к точности интонации, во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Разновидностью ладового слуха можно считать мелодический слух. В его основе лежит чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его тяготений.

Внутренний слух: это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Наиболее сложно развиваются на начальном этапе музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Чувство ритма: это. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Это способствует осознанию выразительной и изобразительной сущности ритма.

Развитию внутреннего ритмического слуха служит запоминание различных ритмических рисунков, формул, определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений. Происходит осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка. Огромное значение в развитие теории ритма внес Эмиль Жак Далькроз. Cогласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснён и усвоен, a «телесно пережит», претворён в движении. Mетод Жак-Далькроза, построенный на связи музыки c движением, впервые был продемонстрирован в его постановках различных музыкальных произведений: от фуг И.C. Бaxa до «Oрфея и Эвридики» K. Глюка. B 1912 Жак Далькроз впервые посетил Pоссию,. B 1920 в Mоскве и Петрограде были организованы Институты ритмического воспитания по методу Далькроза. B дальнейшем этот метод нашёл применение в некоторых балетных школах западной Европы, a также в Cоветском Cоюзе. Система Далькроза построена на полном отрицании тупого заучивания. Ритмика Далькроза – это творческий урок. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире. Сегодня «Далькроз-ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа, Золтана Кодаи, Сузуки-метод. В Бельгии и Швеции по методу Далькроза учат музыке детей, начиная с годовалого возраста. Интересный эксперимент внедряется в России - одновременное обучение детей и родителей.

Музыкально-ритмическое переживание человека так или иначе опосредуется его мышечным чувством. Э. Жак – Далькроз писал, что без теменных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. На основе этих предпосылок были построены – строятся и по сей день различные системы ритмического воспитания.

Музыкальные способности это индивидуально-психологические особенности личности, к которым относится природная слуховая чувствительность, обусловливающая анализ естественных, речевых или музыкальных звуков, развивающаяся в процессе труда и социального общения, субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции. В своем развитии музыкальные способности образуют систему со сложными динамическими связями между отдельными способностями. Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий и становления человека. 

Использованные источники:

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия. – М.; АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 720 с.
  2. Эмиль Жак Далькроз. Ритм. Классика XXI, 2006 г.

Новости

IMAGE Кубок Санкт-Петербурга по художественному творчеству
20.01.2020
В период  с 30 декабря 2019 года по 8 января 2020 года в Выставочном комплексе... Read More...
IMAGE Гордость фортепианного отделения
22.04.2019
Гордостью фортепианного отделения с уверенностью можно назвать фортепианный... Read More...
IMAGE Концерт в Доме престарелых
08.04.2019
3 апреля 2019 года, в Доме престарелых и инвалидов прошел концерт учащихся "ДШИ № 4... Read More...

Недавние фото

Популярное

IMAGE Международный фестиваль искусства и творчества...
30.04.2016
В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль искусства и творчества... Read More...
IMAGE Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»
30.04.2016
17 апреля 2016 года состоялся Всероссийский фестиваль современной пластики «Птицы»... Read More...
IMAGE Всероссийский хореографический конкурс «Танцующий...
30.04.2016
24 апреля 2016 года в городе Саратове состоялся Всероссийский хореографический... Read More...
Рейтинг@Mail.ru
Независимая оценка качества
© Детская Школа Искусств №4 г.Энгельса
Напишите нам!
1000 максимум символов

Мы используем cookie Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ № 4 ЭМР" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее